Статьи Разное Who из Стиль? Анд уай...
    Поделиться

Who из Стиль? Анд уай...

Это есть попытка, без лишних отклонений, погрузиться в размышления о том – что есть понятие стиль, как формируется стиль, что есть необходимые и достаточные условия его возникновения, чем отличается стильность от стиля, как определить – есть или нет стиль, и применимо ли такое понятие к лыжникам новой школы.

Итак, СТИЛЬ  это вариант наиболее  гармоничного соответствия всех возможных элементов события с его смыслом, т.е. с вашим представлением о событии как зрителя.

В нашем случае событием – является некий заезд лыжника в рамках соревнований или наоборот - вне зачета, с выполнением ряда технических элементов (прыжок с трамплина, заезд на рейл и т.п.). Можно рассматривать действия райдера и вне соревнований, но тогда и количество факторов может увеличиваться безгранично. 

Обозначим ряд факторов события:

-         мастерство лыжника

-         технический элемент (трюк)

-         внешний вид (прикид, снаряжение,..)

-         судейская бригада

-         судейская система

-         правила соревнований

-         конфигурация склона и представленные фигуры

-         количество зрителей и их настроение

-         музыкальное сопровождение

-         погода

…и т.д.

Соответственно, первые факторы являются факторами влияния райдера на событие, некоторые факторы от него почти или совсем не зависят, другие факторы являются скорее факторами внешнего воздействия на событие. Рассмотрим некоторые факторы влияния райдера.

Внешний вид райдера конечно фактор зависимый от самого спортсмена, но не всегда, поэтому учитывать его при оценке за общее впечатление не совсем правильно, хотя он и меет прямое отношение к стилю.

Трюк. Трюк – есть главное выразительное средство спортсмена, элемент формы события. В трюке ты демонстрируешь свои возможности. Хорошо когда у тебя арсенал трюков в запасе, есть возможность комбинировать и бороться на соревнованиях демонстрируя более сложные трюки чем демонстрируют соперники. Еще лучше, если один и тот же трюк можно выполнить по разному, т.е. вносить некие элементы визуального отличия в исполнение, что дает уже повод для разговора о вкусах, но не это должно сказываться на оценках судей за исполнение конкретного трюка, поскольку это будет чисто субъективный критерий.

Мастерство. Мастерство это средство, которое позволяет, прежде всего, выполнить райдеру наиболее сложный трюк. Это правда не обязательно, можно продемонстрировать и не очень «навороченный» трюк, но максимально уделить внимание качеству исполнения. Т.е. качественное исполнение трюка, разнообразие арсенала трюков – есть порождение мастерства спортсмена. Собственно мастерство – есть главное средство на пути к обретению стиля. Качественные критерии выполнения трюка:  

-         устойчивость приземления

-         устойчивость самого полета (контроль полета)

-         продолжительность(амплитуда) дополнительного элемента (грэб, крест, прогиб, ..)

-         амплитуда самого трюка

-         горнолыжная техника самого катания

Больше не припомню. Таким образом, легкость и непринужденность выполнения трюка – есть показатель мастерства лыжника, что имеет прямое отношению к стилю, но не является достаточным условием его наличия. Т.е. создает необходимое эстетическое впечатление о трюке(ах), но само по себе еще не наполняет его содержанием.

 

 

Вот здесь и начинаются основные камни преткновения в осмыслении понятия «СТИЛЬ».. Достаточно ли останавливаться на чисто эстетическом содержании формы? Что есть содержание? И какое это имеет отношение к стилю? Что вообще говорят другие представители общественности по этому поводу? Стиль правда в спорте вообще плохо описан и изучен. Например, представители фигурного катания – единственного художественного зимнего вида спорта, тщательно избегают его в обсуждении, хотя и учитывают как один из шести факторов в оценке за представление/исполнение. Фигурное катание рассматривается  как пример спорта бесспорно имеющего отношение к понятию стиль. И хотя само понятие не является бесспорным до сих пор, основные критерии достаточно развито и понятно уже сформулированы. Обратимся к истокам:

 

«..Автор: И. Дзагания (24.10.2005)

В системе языковедческих наук стилистика является самой древней, уходя своими корнями глубоко в античность. Но и сегодня еще утверждается, что стилистика находится в стадии становления, до сих пор еще нет общепризнанного определения понятия «стиль».

История развития понятия «стиль» обнаруживает непосредственную связь с теориями языка и эстетики, которые господствовали в разное время. Это явление можно объяснить тем, что научное понимание предмета постоянно изменяется в связи с новыми достижениями в этих науках. Слово «стиль», происходящее от греческого слова «stylos» и латинского «stilus», первоначально означало способ письма и было ограничено письменной речью. Лишь в ХVIII веке это понятие было перенесено на литературу, изобразительное искусство, музыку и т.д. и его содержанием стало «единство выразительных средств».В дальнейшем слово «стиль» стало применяться всюду, где деятельность имеет место и в результате этой деятельности создается форма, применимо слово «стиль»…»

По крайней мере, в ньюскуле есть и само действие (заезд, прыжок, полет,..) и выразительные средства (прикид, техника катания, трюки,..) и форма самого действия (например соревнования в слоупстайл), а значит еще не все потеряно. Естественно, само понятие имеет изначальное отношение к видам искусств, для которых и найдены более развитые формализации. Что же нам предложат деятели искусств?

 

«Стиль - одна из важнейших категорий искусствознания. В совокупнос­ти с  понятием художественного метода она выражает единство содержания и формы в искусстве, единство их созидания.» 

«Стиль в литературном произведении I. Cловари Стиль и форма произведения
1) Эльсберг Я. Стиль // Словарь литературоведческих терминов. Стиль 374-379.
"Стиль. <...>"По отношению к содержанию и форме произведения Стиль является объединяющим и организующим началом художественной формы (см. Форма и содержание) как формы содержательной". "...Стиль выражает и воплощает собой единство и цельность этой формы, всех ее элементов (языка, жанра, композиции, ритма, интонации и т. д.) <...> Было бы неверно сводить Стиль к тому или иному элементу формы, напр., к языку (как это свойственно структурализму) или жанру, как это нередко делается".»

Некоторое весьма продвинутое описание стиля я встретил и в бизнес-сообществе, при определении понятия «Фирменный стиль».

 

«Сегодня определяя саму суть понятия фирменный стиль, можно отметить, что данное словосочетание являет собой совокупность сложных составляющих. Впервые определение понятию "стиль" было дано в Европе 12 века. Оно обширно и может трактоваться по-разному. Существует порядка 20 определений понятия "стиль". В связи с тем, что мы рассматриваем понятие стиль в словосочетании, то в данном случаи, это можно охарактеризовать следующим образом: стиль-это совокупность визуальных и вербальных компонентов, в совокупности составляющих общую концепцию, которая представляет определенный объект для неопределенных масс.»

 

У дизайнеров и стилистов тоже есть свое понимание стиля. Я выбрал вот это:

 

«…Одеваться по моде и выглядеть стильно — совсем не одно и тоже. Стиль подразумевает, прежде всего, соответствие. Соответствие одежды и аксессуаров, индивидуальных особенностей и настроения, времени и места действия…

…Как трудно иногда бывает смириться с мыслью, что не все, что модно в этом сезоне вам к лицу. Часто бывает, что человек в дорогой одежде, удовлетворяющей последним требованиям моды, выглядит просто забавно. И, напротив, самые простые непритязательные вещи помогут Вам создать совершенно пленительный образ. Давайте поговорим о том, как создать достойный гардероб, позволяющий Вам быть стильной всегда. В этом Вам помогут простые правила. Мы не предлагаем Вам слепо следовать канонам, забыв о собственных вкусах и пристрастиях. Правила существуют лишь для того, чтобы помочь сделать выбор в трудной ситуации. Прежде всего, необходимо определить, куда и с какой целью Вы собираетесь, и как в таких случаях принято одеваться…»

Как раз, это определение более доходчиво свидетельствует о необходимости соответствия элементов действия смыслу и месту самого действия.

 

Создается впечатление, что я уже деятель искусств! В крайнем случае - дизайнер.

 

В любом случае, существование понятия стиль рассматривается в рамках некой совокупности факторов.  Это уже дает возможность маневра для реализации не просто стилистического построения, но и для поиска своего – индивидуального стиля. Прежде всего, маневрировать необходимо в допустимых рамках, которые определяют и правила соревнований и смысл их проведения. Есть пространство для технического маневрирования, в рамках которого и создается единство выразительных средств:

-         выбор соответствующих трюков и усложняющих элементов

-         составление композиции трюков (в том числе, общей композиции выступления)

-         динамика движения

-         хореография

-         …и т.п.

Это уже позволит выгоднее представить себя зрителям и судьям, но если придать своим действиям большую осмысленность, т.е. делать выбор в некотором идеологическом контексте, можно с большей уверенностью претендовать на обладание стилем. Рамки технического маневрирования достаточно ограничены, и вряд ли достаточны для создания нечто-неповторимого и способного овладеть умами зрителей и судей. Значит выразительные средства должны соответствовать содержанию действия. Что есть содержание? Это отдельный вопрос, на который можно будет поискать ответ самостоятельно, тем более что в этом то и скрывается тайна популярности того или иного стиля. И для каждого она может стать своей! Идеологическое пространство маневрирования, это, прежде всего, создание образа самого райдера во время выступления. Здесь сработает и удачный «прикид» и подбор трюков и соответствующее музыкальное сопровождение и композиция и может много еще чего. Главное чтобы они подчинялись некоторому одному осмысленному принципу. Образ райдера связан естественно с визуальными ассоциациями зрителя. Ассоциации – есть не что иное как впечатление о сопричастности спортсмена к некой области культуры, спорта, техники, времени года, настроения..к чему угодно, но к области на прямую не имеющую отношения к действию. Таким образом, действие и получает некоторое насыщение, а райдер заявляет о своем отношении к действию!  Вызвать ассоциацию – задача самого райдера, а на сколько он сделает это сильно - будет зависеть уже и впечатление о твоем стиле у зрителей. Не секрет, существуют различные стилистические направления, они даже, как правило, имеют свои названия. Это есть очень показательный критерий его существования у конкретного райдера. Например, зрители могут неожиданно понять что райдер – гопник, или сумасшедший, или паинька, хулиган, ракета, и многое другое... Пусть райдер будет гопником тогда во всем, и в катании и в трюках и в одежде. Если образ сохраняется на протяжении всего выступления, т.е. присутствует во всех элементах  – можно приближенно говорить что это СТИЛЬ, а точнее – признак стиля.           

Рассмотрим например стиль «паинька-скромняга». Для этого оденем его очень опрятно, застегнем все молнии и пуговицы, цвет одежды – не вызывающий, либо спокойные тона, либо цвет детской неожиданности. Вряд ли при катании «паиньке» следует широко расставлять ноги, лучше пусть держит их вместе. Не знаю подойдут ли высокие скорости и амплитуды? Скорее всего нет. Правда «паинька» тогда будет терять в оценке за общее впечатление, но зато сохранит свой имидж. Прыжки, грэбы и пр. выполнять максимально академично, очень пришлось бы к лицу прокатиться в ласточке например. Трюки не сложные на большой амплитуде или сложные на маленькой амплитуде. После финиша – бурных эмоций не проявлять, спокойно пожать руки поздравляющим и скромно удалиться в раздевалку.

Почему все таки образ? Потому что, склон для ньюскулера – это сцена. Сцена диктует свои правила поведения, свои выразительные средства и собственно заставляет эти выразительные средства находить. Полагаю, что одна из  задач ньюскулера – это эпотаж. Произвести впечатление на зрителя, удивить, выглядеть неординарно – конечно в этом поможет наличие стиля. Определенный артистизм, художественный замысел, плюс мастерство и сложность, продуманность выступления, и Вы счастливый обладатель СТИЛЯ! Если, конечно, во всем этом заложена «правильная» объединяющая идея. Вернемся к образу скромняги-райдера. Подобное выступление возможно и заставит зрителя поверить в твою скромность, но не более того. Заставит ли это массы говорить о твоем стиле? Или это будет очередной повод поспорить о том  - кому чего нравится или не нравится? Замечу, что только стиль в более глобальном смысле, подразумевает адекватную оценку независящую от твоего визуального пристрастия. Т.е. стиль должен быть определяем и оценен в любом случае, независимо от того – нравится он тебе или нет. Только тогда и появляется повод для светских дискуссий. Как раз, опираясь на смысловую нагрузку «представления» можно говорить о плохом или хорошем стиле, т.е. соответствует ли образ самого представления той или иной идее. На сколько хорошо соответствует? Что он этим хотел сказать? Есть ли противопоставления стилей одного райдера другому? Какой стиль победит? А значит появляется возможность спорить о вкусах, что правда не входит в программу настоящего обсуждения. Важно отдавать себе отчет, что стиль – это все же нечто поддающееся формализованному описанию и обсуждению. Ставить вопрос «нравится - не нравится» до детального изучения стилистических аспектов выступления, мягко говоря – не корректно. Т.е. никто не запрещает, но использовать для доказательства своей позиции не стоит. Конечно, я не возражаю против употребления в обиходе оборотов вроде «это был стильный прыжок» и т.п. Просто не стоит забывать, что стиль – это порождение неких более культурных категорий, куда более сложных чем анализ визуальных картинок. Более того, иногда обнаружить присутствие стиля не всегда сразу удается после единичного выступления, может потребуются серии выступлений для окончательной идентификации тебя как стильного райдера. Так у тебя появляются собственные болельщики и зрители, это одно из косвенных свидетельств наличия собственного стиля. Зритель мыслит уже другими категориями нежели райдер, я не имею ввиду ситуацию когда абсолютно все зрители являются практически такими же райдерами..как вы. Он - зритель должен получить картинку понятную ему, а лучше еще при этом увидеть что-то новое, может даже подумать об этом! Без этого комплексного впечатления, процесс станет никому не интересен, т.е. приходит к забвению. Поэтому мысли о том, что я буду ньюскулером сам по себе, сам себе крутой, сам себе судья.. – граничат с безумием. Тем более, когда речь заходит о стиле, которому дает оценку ни кто другой как зритель. От сюда и художественный замысел! Вопрос конечно в необходимой пропорции художественного замысла относительно факторов спортивного содержания. Еще вопрос, как его туда привнести? Но будет ли ньюскул полноценным обладателем звания «стильный»? Тем более, подсознательно и интуитивно, каждый совершает в результате действия базирующиеся именно на критериях учитывающих внешние факторы влияния. Понравиться. Быть в уважухе. Стать знаменитым наконец. Можно и посложнее: внести свой вклад в спорт, защитить честь страны на международных соревнованиях. Если последнее не нравится – можно и в уважухе походить. В любом случае, спорт станет популярным и полноценным, если станет выше уровня кулуарного существования. И только тогда будет разговор о стиле (я имею ввиду наше национальное состояние движения). Т.е. первично действие самого спортивного процесса относительно других общественных процессов. И стиль – есть достаточно влиятельный фактор влияния на массы, т.е. на внешнюю среду. Но быть стильным не совсем то - когда ты являешься представителем стиля. Стильным можно быть только в собственном ограниченном кругу «понимающих». Если ты представляешь стиль, несешь его в массы, ты делаешь это осознано. Поэтому учитывать культурные потребности потребителя, оказывать влияние на зрительскую массу через понятный ей язык – и есть основные задачи стиля. Хотя, может я и не прав.

 

Возможно обсуждать достаточность или недостаточность выразительных средств в том или ином виде спорта или в дисциплинах в целях формирования стиля. Степень его участия в движении. Но, по моему, их достаточно в ньюскуле, особенно для трассы слоупстайла возможны более чем изысканные трактовки стиля. Стремиться или нет формировать стиль – дело хозяйское. Можно относиться к дисциплине и как к акробатическому шоу с элементами стиля. Если же ньюскул стремится отстаивать свои права как обладателя  Стиля, еще важно обращать внимание на окружающие его обстоятельства. Одним из главных факторов влияния на развитие дисциплины естественно является система судейства. Она непосредственно определяет тенденции развития спорта и может оказать прямо противоположный эффект для поставленной задачи, при неправильном подходе…

автор: Осовецкий Илья aka GrownUp


А потрындеть?

zlo 17.07.2006
юбилейная статья кстати. Читать понравилось...

Pashkin 17.07.2006
Второй день уже смарю на статью и вот решил асилить - понравилось. Почти со всем согласен.

Разговор граматными категориями канешно карашо, но думаю было бы прикольно написать тоже самое в стиле нормальной речи ньюскулера и с большим кол-вом примеров - так бы было проще апсуждать =))

Devil 17.07.2006
ССал кипятком! Все в балет *****!

"Хотя может я и не прав" как ты верно заметил аффтор!

GrawnUp 17.07.2006
Pashkin : примеров пока нет. По результатам след сезона может напишу репортаж о некоторых соревнованиях со ссылками на стиль.

Devil : Ты прав, элементы балета помогут создать единство композиции.

Devil 18.07.2006
Ага устрой нам еще кружок по хореографии осенью!

GrawnUp 18.07.2006
Почему осенью?

Devil 19.07.2006
Ну хочешь попробуй летом открыть!

GrawnUp 19.07.2006
Ты по существу сказать чего имеешь? кроме слова "говно" канешна..

Devil 19.07.2006
А где я сказал ГОВНО? по существу я могу те сказать, чтоб ты не заморачивался над темой стиля, те все равно этого не понять! Стар ты уже просто!

GrawnUp 20.07.2006
Ну как скажешь..

murchonn 17.05.2008
молод духом:)

Вы так же можете авторизоваться из социальных сетей, чтобы написать комментарий

Наверх