Статьи Интервью Президент WSF- Russia Алексей Январев
    Поделиться

Президент WSF- Russia Алексей Январев

Часть I. Вступление.

Один из холодных осенних дней, когда природа уже заставляет тебя напялить свою бордовскую куртку, мы встретились с человеком, имя которого, словно проклятие, последние месяцы звучало со страниц сайтов, журналов, из уст бордеров. Это Алексей Январев "Органайзер". И говорили мы с ним про события минувшего лета, жаркие Эльбрусские деньки.

Два часа колесили в окрестностях одной из станций метрополитена, на севере Москвы. Он крутил руль Нисана, курил, отвечал на звонки всяких известных про (и здесь они влезут) и говорил… говорил… пока у меня не закончились обе кассеты для диктофона и не отсохла рука держать его в одном и том же положении - каждое слово на вес золота, надо поймать пока дают! Не могу на 100% утверждать, что все, что он говорил, было искренне. Но лично я никакой фальши в его ответах не почувствовал, а почувствовал другое - тяжело в нашей стране что-то организовывать, невероятно тяжело, поэтому прежде чем кидать в кого-то камни, подумайте, а стоит ли………

Кстати Органайзер еще и президент WSF-Russia, поэтому мы расспросили его и по этому поводу, почитайте, нелишне будет.

Иван/Insnow.ru: Алексей, ты являешься президентом Российского отделения WSF, расскажи, что на сегодняшний день представляет из себя эта организация и почему развалилась ее предшественница - ISF?

Алексей: Дело в том, что старая организация - ISF, была создана под обслуживание проектов - таких как Motorolla pro tour, потом в нее начали вступать страны, причем не только те, где проходили соревнования вышеназванного тура, в результате получилось достаточно мощная и влиятельная структура, которая тем не менее, не смогла пережить уход главного спонсора - Motorollы и развалилась. Слишком много было сделано обещаний и наделано долгов.

Через некоторое время, страны входившие в ISF собрались и на общем форуме решили, что дело все-таки надо продолжать, так и родился WSF. Принципиальное её отличие от предшественницы в том, что WSF как раз форум и напоминает - больших бюджетов, коммерческих суперпроектов нет (что в общем то и делает ее будущее более стабильным и убережет от печальной участи ISF).

И: Изменился формат, изменились и цели этой структуры?

А: Во-первых, мы сразу решили не работать в областях деятельности, перекрещивающихся с интересами FIS. Это сейчас очень мощная, почти монопольная структура, и конкурировать с ней очень сложно.

Решили сделать ставку на молодежный сноубординг, который является основой той пирамиды, вершина которой - олимпиады, кубки мира, крупнейшие invintational соревнования. Проведением крупных соревнований хотят заниматься многие, а вот основами… И несмотря на свою бесприбыльность, выбранное нами направление оказалось многим интересно - в этом году в Норвегии под эгидой WSF прошел первый молодежный чемпионат мира - при минимальном бюджете была масса заявок, и соревнования получили широкий резонанс в сноуборд-сообществе.

И: Именно там братья Теймуровы заняли в своих возрастных категориях первые места на биг-эйре?

А: Именно! Было просто невероятно услышать, то, что они были первыми. Это очень большое, очень важное достижение, ведь там были молодые райдеры из 30 стран мира. Конкуренция сумасшедшая. Причем Артем, кроме того, что занял первое место в своей группе, стал вторым в абсолютном зачете.

Кроме проведения соревнований, сейчас пытаемся организовать мировую систему ранжирования, судейские и шейперские курсы, как, впрочем, и раньше в ISF. Только теперь нет той мощной поддержки со стороны спонсоров. Всего в нашей пирамиде пять направлений - строительство парков (разных категорий), технический персонал (судьи, конструкторы, шейперы, тренера), команда (Золотая, Серебряная, Бронзовая), соревнования, спортивный PR. В каждом направлении у людей будет возможность расти, прогрессировать, двигаться к вершине пирамиды.

И: Чемпионат мира среди молодежи проходил накануне финального этапа TTR Арктик Челендж (TAC). Это как-то связано между собой? Какие отношения у WSF с организацией Терье? Ведь ISF как раз и устраивала те самые invitational соревнования, которыми сейчас занимается TTR.

А: У WSF с руководством Ticket to ride плотные отношения, в т.ч. лично с Терье Хааконсеном. Он очень озабочен, что серия TTR все больше и больше начинает походить на "закрытый клуб пожилых сноубордистов" - молодым сноубордерам очень сложно туда пробиться, потому, что, как и в любом бизнесе (а это бизнес, пусть и своеобразный), здесь существует лоббизм, соблюдение чьих-то личных интересов - доступ молодой крови практически перекрыт. Сейчас надо менять положение дел, и есть план, по которому вершиной пирамиды, которую мы строим, как раз и будет TAC или какой-то новый его формат - у молодых сноубордистов разных стран будет стимул к прогрессу и росту, если они будут точно знать, что отлично катаясь, они в конце концов попадут на эту вершину - станут участниками самого престижного в сноубордическом мире соревнования.

И: То есть, получается некая альтернатива системе FIS: у них - детские школы - национальные чемпионаты - чемпионаты мира, и на вершине - олимпиада. То же самое и у вас?

А: Я что-то не наблюдаю у них особого интереса к развитию детского спорта. Если же говорить о соревнованиях - то да. Вообще это парадокс, но как вы знаете, многие райдеры отказываются от участия в олимпиаде в пользу TTR . Хотя если копнуть вглубь, для этого существует множество причин.

И: В TTR суммы призовых намного больше, лучшее освещение в СМИ, самый сильный состав райдеров. Кадры с соревнований попадают в лучшие видео года, а порою и отдельный фильм - пример Game Snow. Это в большей степени уже шоу-бизнес, коммерция, а не простое выявление того, кто лучше. Естественно если кто-то получает приглашение туда, то для этого человека это большой шаг в карьере. C другой стороны на олимпиаде, как мы видим, есть лишь сомнительный шанс стать героем своей страны, завоевав медаль, причем при нынешних реалиях, если ты не американец, это будет сделать очень сложно.

А: Все это так, только если называть вещи своими именами, все этапы кубка мира, не выступив на которых, на олимпиаду ты не попадешь, это те же invitational соревнования, под эгидой Nokia. Их кстати последнее время тоже начали пытаться сделать в формате шоу.

И: Но все же масштабы и уровень организации TTR намного внушительнее официальных чемпионатов и кубков мира.

А: Понимаешь - тот же Arctic challenge - соревнование коммерческое и здесь каждый вложенный доллар должен работать и приносить прибыль, иначе контест прекратит свое существование - вот они и выжимают из своего бюджета максимум, так что любо дорого смотреть, а с кубками мира, чемпионатами стран другая ситуация - деньги там добыть легче, значит и меньше желания их отработать на 100%. Это, кстати, относится и к нашей стране. И вообще, кто сказал, что есть коммерческие соревнования и некоммерческие. Все соревнования стоят денег. Только одни признаны олимпийским комитетом, другие - нет. Что, Nokia FIS World Cup - святым духом организуется?

И: Да, судя по всему деньги у нас легко достаются и никто за их целевое расходование не отвечает, порой для отчета достаточно самого факта того, что то или иное мероприятие провели..

Итак, мы плавно перешли к делам российским. Прежде всего, хочется узнать, что представляет собой российское WSF - структура, люди, техника, парки, спонсоры?

А: У нас федерация - общественная организация, на ее существование государство денег не выделяет. Ищем спонсоров. Собственной техники и парков у нас тоже нет. Сотрудничаем с организациями, эксплуатирующими курорты. Главная наша сила - это люди. По каждому из направлений, составляющих пирамиду, которую мы сейчас выстраиваем, есть свои специалисты. Каждый из них может повысить свой уровень, например, есть первенство водокачки от него, по возрастающей, идут другие первенства и заканчивается это все, например, ТАС. Так вот человек, который выступает на первенстве водокачки, судья, который там судит или шейпер, строящий там трамплины - все они имеют мотивацию для роста, знают, что повышая свой уровень будут двигаться дальше вплоть до вершины.

С парками - похожая история: у Клауса Марко сейчас есть проект Snow-parks.com, у нас соответственно Snow-parks.ru. В чем здесь смысл - создаются критерии для оценки того или иного парка, эдакое ранжирование - как, например, у гостиниц - 1 звезда, 2,3,4,5. Для чего это нужно? Чтобы на том или ином курорте не просто строили парк, чтобы сказать - да, он у нас есть, а старались довести этот парк до максимальной оценки, боролись с другими парками за звание лучшего парка, а вместе с этим за проведение в этом парке лучших соревнований. Все это будет способствовать прогрессу паркостроения. Без парков-то куда? Пусть сноубордпарков в России пока маловато, но тенденция к их появлению есть, и с каждым годом будут открываться новые и новые.

И: Интересная система. Давай подробнее рассмотрим каждую составляющую пирамиды. Начнем с судей: если говорить о людях самой высокой, международной квалификации, то лично я знаю только о Георгии Стеценко. Кто-нибудь кроме него еще есть?

А: Да, Георгий у нас без сомнения самый продвинутый, опытный судья, имеющий не только судейскую категорию IJC, но и FIS лицензию. Правда, подержать ее в руках не может… по ряду причин. На это федерации приходится затрачивать определенные средства - чтобы он мог поддерживать свой высокий статус, ему необходимо присутствовать на международных курсах и семинарах судей, проходящих в Европе, иначе, как гласит регламент, категория понижается. Открою секрет, что помимо Георгия в России появился еще один человек, имеющий столь же высокую категорию, но имя его я пока называть не буду - ему еще надо поработать на соревнованиях и подтвердить, что он достаточно классный и опытный специалист, заслужить авторитет среди райдеров, который просто необходим, когда ты судишь серьезные контесты.

Помимо этих двух человек, есть еще целая плеяда судей из Москвы и регионов - 5 судей национального уровня и десятки - регионального.

И: Я вижу, что с судейством дело у вас движется, но для того, чтобы у судей возможность учиться на практике и прогрессировать, необходимы соревнования - хотя бы несколько контестов хорошего уровня. В прошлом сезоне такие соревнования можно было пересчитать по пальцам, наверное, даже одной руки. Ты сказал, что соревнования, это тоже часть вашей "пирамиды" - что собираетесь делать в этом направлении?

А: Если посмотреть на нашу пирамиду, то технические специалисты - судьи, шейперы - они стоят на 2-м месте после сноуборд-парков. На третьей стоят спортсмены - "Золотая команда", команда B, команда С, детские школы. Без парков соревнований нет. И спортсменов своих тоже нет. Парки во главе всего! Мы сначала пробовали развивать несколько направлений одновременно, но быстро поняли, что ничего хорошего из этого не выйдет, и решили делать все по порядку. Честно говоря, очень геморройно, когда приезжаешь куда-нибудь в чистое поле, и тебе говорят: "вот здесь, мы и будем все проводить, но раньше чем за 2 дня нельзя начинать строить - склон для лыжников перекроем". В итоге ты двое суток пашешь, но все получается криво и косо, потому что, времени катастрофически не хватает, а тут еще что-нибудь с техникой случается. В итоге соревнования проведены убого, травмы, куча недовольных, и крайним оказываешься ты.

Вот поэтому прошлый год мы полностью посвятили именно тому, что убеждали людей: парки нужны! А заодно и занимались их проектированием. Это не означает, что соревнования совсем прекратились. Самара-тур, зимний лагерь (фестиваль БГВ), чемпионат Татарстана … - просто не было крупных контестов.

И: Подожди, а соревнования, проходившие в конце прошлого года на Воробьевых горах, разве не вы проводили?

А: Эти соревнования проводятся уже второй сезон. Первый год - был кубок мэра Москвы по сноуборду - джиббинг, квотерпайп. Этим мы занимались. В 2003 году люди, с которыми мы работали, решили сделать все сами. От нас были только судьи, которые, думаю, свою работу неплохо выполнили, остальное вы видели.

И: Еще один вопрос про судейство. Сейчас в мире практикуется 2 подхода: первый - по общему впечатлению, второй - это когда каждый судья отвечает за какую-то составляющую - амплитуду, стиль, техническую сложность. Какого подхода придерживаются ваши судьи? Какой из них более объективный на твой взгляд?

А: Я думаю для соревнований более низкого уровня, где и судьи соответственно не самые опытные, оптимален второй подход - separation (раздельный). Мы так судили свои первые соревнования. Допустим: выставил ты оценку, какой-то райдер, который недоволен своим результатом, подходит и спрашивает: "а почему?". Ты ему в лицо протокол - вот твой прыжок - здесь техническая сложность, здесь амплитуда, здесь минус приземление, что-то еще (все правила заранее оглашаются). Всем все понятно. На региональных соревнованиях так и действуют, а вот на более высоком уровне все же лучше использовать первый подход.

Вот, например, в лыжной акробатике - там никакого стиля нет, только сложность тюка, количество винтов, оборотов. И есть эталон, от которого отступать нельзя. В сноубординге все по-другому. У ISF даже был такой девиз - not spin to win, т.е. не стоит делать безумное количество вращений в ущерб стилю. Когда судьи имеют достаточный опыт, авторитет среди райдеров, они начинают судить по первому подходу - OVERALL (общее впечатление). И здесь возможно такое, что один человек получит большее количество баллов, сделав свои стильные 540, чем другой, выкрутивший кое-как 900. Вот здесь то судьям авторитет и нужен, райдеры должны быть уверены, что оценки появились не просто так, это не косяк судей, а истинное отражение реальности. Перед выставлением оценок, судейская бригада совещается, вспоминает, как выступили другие, иногда прибегает к помощи видеоповтора. Даже может быть понижена или повышена чья-то оценка, измениться итоговая таблица.

Вот Жора, например, часто просматривает видеозаписи того или иного прыжка. Конечно, все это пагубно сказывается на быстроте проведения соревнования, а на крупных контестах, где все рассчитано по минутам, это сделать сложнее. Существуют так же и другие системы судейства.

И: На олимпиаде 2002 года в Солт-Лейк Сити судили по нескольким критериям (separation). В результате был большой скандал, много разговоров о некомпетентности, необъективности и американского пьедестала почета. По какой системе будут судить в 2006 году пока неизвестно, зато уже вовсю говорят о возможности включения в олимпийские соревнования таких дисциплин сноубординга, как биг-эйр и бордеркросс. Алексей, как на твой взгляд, реально ли это, и что может в итоге получиться? Что со слоуп-стайлом, фрирайдом?

А: Думаю, стоит ожидать и кросса, и биг-эйра на следующих олимпийских играх. Это самодостаточные, интересные дисциплины, по ним проводятся кубки мира FIS, участвуя в которых, райдеры, как известно, и получают пропуск на игры. Говорили еще про слоуп-стайл, но здесь есть свои нюансы: спортсмен должен быть сконцентрирован на протяжении всей трассы - на каждом трамплине и перилле, и естественно это очень сильно влияет на зрелищность и на средний уровень трюков - мысли не о том, чтобы сделать все красиво и стильно, а банальные опасения - не упасть, не сойти, не потерять скорость. Мы летом строили на Эльбрусе серию из трех больших фигур, долго спорили с Клаусом - он сказал, что требуется нереальный уровень, концентрация, чтобы собраться и сделать подряд, без остановки 3 трюка на них. На двух можно, а на 3 - без ущерба для стиля и амплитуды вряд ли. Соответственно страдает зрелищность. Так что не думаю, что Slope Style попадет на олимпиаду. Отдельная тема - это фрирайд. Это вообще особенная, самобытная дисциплина, до которой FIS скорее всего не доберется. Это не стадионный (парковый) вид сноубординга. Он не укладывается в формат олимпиады.

Часть II. Парки.

Иван/Insnow.ru: Ладно, про судейство и соревнования ты сказал все. Теперь давай про главное направление на данном этапе - парки. Сейчас все сноуборд парки России можно вспомнить и перечислить в течении одной минуты - Переделкино, Яхрома, парки в Питере, на Урале, в Самаре. Когда наступит такое время, что можно будет сбиться со счета, и это будет не только количество, но и качество?

А: Начнем с парка Ново-Переделкино, самого перспективного сноуборд парка в Москве, финансируемого государством. Мы разрабатывали его концепцию еще 4 года назад. Прошлый сезон для парка сложился не очень удачно… В этом году тоже неприятности - свет пока не могут включить. Но, надеюсь, в этом сезоне, все примет законченный вид.

И: Сейчас вы возобновили сотрудничество с Русской Горнолыжной Школой, которая эксплуатирует курорт?

А: Да. Сейчас в Переделкино ведутся земляные работы по улучшению конструкций пайпа, его укреплению. Занимаются этим строительные организации, а мы стараемся контролировать. Когда начнется сезон, все шейперские работы - расстановку фигур, рейлов, резку пайпа, будут осуществлять наши специалисты. Надеемся подготовить парк уже в декабре. Если Дед Мороз и Чубайс позволят…

И: И пайп?

А: Пайп сейчас доводится до проектных размеров, стенки укрепляются специальными матами. Пришел новый ратрак, Prinoth Everest Park Designer и первая в России насадка от Zaugg AG, правда пока только маленькая, для тюбинга. Надеюсь, эта техника позволит еще быстрее пустить пайп в эксплуатацию.

И: После проведенных работ пайп станет ровнее и лучше, чем в прошлом году? Очень много возмущались, что стенки были неровные, осыпались и т.д.

А: Ровный пайп или нет, это зависит, прежде всего от того, как его выводили в снегу - от умения шейперов, от качества техники. Если помните, то на самых последних соревнованиях, в конце марта, все было не так плохо. Пайп был наверное в своем самом лучшем состоянии за все время существования. Его, как и остальные фигуры, которые использовались райдерами, пришлось переделывать нашим шейперам. В начале сезона в Переделкино стояли какие-то ужасные огромные фигуры, на которых народ реально убирался. Мы ходили к администрации, теребили их - мол смотрите что происходит: все сделано не так как надо, много серьезных травм. Наконец с нашими доводами согласились и трамплины мы переделали. За пайп честно говоря и браться не хотелось - пусть те, кто все это начал, до конца и расхлебывают кашу, и к соревнованиям пусть его сами готовят. Но когда прошел первый этап чемпионата России, все таки решили, что истина дороже и за ночь пайп перерезали. Хотя бы на троечку с плюсом. И ребята показали лучший уровень катания, чем во время предыдущих соревнований.

И: Если все сложится удачно и парк заработает, что он будет из себя представлять? Копию прошлогоднего - "трубу", 3 трамплина и 3 рейла?

А: Мы с Ромой и Михой (Теймуров и Смолл) недавно обсуждали этот вопрос. Решили, что будет 2 линии по 3 фигуры. Одна линия для любителей, другая для ПРО. 6 кикеров на 4-х трамплинах. Насчет перил пока ясности нет: нужно под них профилировать склон. Если строители не успеют, придется сыпать много снега.

И: Что с противоположным склоном горы? Его вы осваивать собираетесь?

А: Это опять же к РГШ. Им, конечно, хотелось бы это сделать, но Юрию Михайловичу наверно уже во сне снится: "нужно еще один миллион кубов земли в Переделкино"! Пока надо завершить первую стадию проекта.

И: Вы там, кстати, что-нибудь вроде школы шейперов открывать не собираетесь, а то народ хочет быть грамотным в области трамплиностроения?

А: В Переделкино планируем сделать курсы шейперов: как правильно рассчитать, расположить, вывести фигуру, управление ратрака. Так что - милости просим в шейперы.

И: ОК, с этим вроде все понятно. Теперь давай про другие парки в Подмосковье и регионах.

А: Москва - Московская область: второй парк будет в Узком. Это наш совместный проект со спортклубом МГУ. Заточен он будет под джиббинг. Перила там будут более продвинутые, чем в Переделкино.

Яхрома утверждает, что в этом году наконец-то их Я-парк будет полноценно работать. Правда пайпа и каких-то огромных фигур там не будет - скорее сооружение для начинающих и продолжающих фристайлеров.

В Екатеринбурге подготовлен неплохой проект, и если все срастется, то в пригороде у Ё-буржцев появится свой сноуборд-парк. Челябинские "бандиты" сейчас пытаются контролировать постройку парка на курорте Озеро "Банное". Опять же парк в Аше. Итого предвидится 3 парка в уральском регионе.

Есть проект для Красноярска, но здесь вопрос - парк планируется как часть курорта, а курорт еще не строится, и сноуборд парк соответственно. В Самаре уже есть постоянно действующий парк - это кстати наш первый проект. К сожалению, он уже устарел: любители еще покататься могут, но крупных соревнований, шоу, уже не проведешь. Надежда на строительство нового, большого склона - возможно как раз на нем и разместится следующий, более современный парк.

В Казани в этом году планируется открытие нового крутого курорта. Там местные ребята пытаются убедить инвесторов, что без парка не обойтись. Вообще, вся сила в местных ребятах - из Москвы так просто, фиг чего добьешься. На днях поеду обговаривать с ними детали.

В Питере в рамках нового горнолыжного проекта нами разработан парк, но опять же склон только строится и когда будет открытие - неизвестно. Вообще-то питерцы уже давно не новички в паркостроении - есть Снежный, Золотая Долина.

И: А что на Кавказе?

А: Горы большие есть и снега много. Но и проблем с постройкой здесь гораздо больше, чем где-нибудь в Подмосковье! Требуются большие средства, и на местных ребятах не уедешь, сколько бы энтузиазма не было. Этим летом, после SPC, народ как-то зашевелился - все офигели от количества райдеров, которые приехали именно в парк. Пришло некое понимание - действительно, на этом можно получать прибыль. Правда пока это все слова, а нужны деньги на новые подъемники и ратраки. Честно говоря, парк в горах - отдельная история. Два или три года назад, весной, мы строили в Красной Поляне - построишь парк, на следующий день поднимаешься, а там только холмики стоят, которые еще вчера были трамплинами… Если там что-то строить, то лучше летом, когда не так метет.

И: Что же получается - в Австрии, Швейцарии зимой строить можно, а в России - никак? Не могут же природные условия быть настолько различными?

А: Могут, но не только в этом проблема. Просто у них на 1 квадратный километр приходится 4 ратрака, а у нас - ни одного! САМЫЙ ГЛАВНЫЙ БИЧ РОССИЙСКОГО ФРИСТАЙЛ-СНОУБОРДИНГА - ЭТО ОТСУТСТВИЕ НОРМАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ!!

И: А как же тогда разговоры о том, как много в последнее время появилось новой техники на Эльбрусе, Домбае? В конце концов, можно и из Подмосковья привезти, где тоже много хороших ратраков?

А: Ратраки есть. Где-то 3 штуки в Сорочанах, 2 в Яхроме, несколько - у РГШ и т.д. Но у нас нет собственных ратраков - мы заключаем договор с курортом, направляем туда своих специалистов, они используют технику и строят. Здесь все основано на желании администрации заявить, что мол у нас тоже есть парк, мы крутые. Естественно, что им нет никакого смысла давать нам ратрак куда-то, чтобы сделать что-то, где-то. Да и стоит эта перевозка немало … А потом, если бы мы привезли на Эльбрус ратрак, то после окончания лагеря как его спускали бы по камням?

А из Москвы на Эльбрус технику-то привезли, только она там стоит сломанная. Потому что нет специалистов для ее обслуживания.

А все крутые аппараты, которые там ездят, во первых частные, во вторых на ладан дышат. Они зарабатывают на катании туристов, и своими 200$ за трудную, опасную работу в парке, ты их никак не приманишь! А та же канатная дорога просто не в состоянии потратить огромные деньги на покупку ратрака. Попробуй убеди какого-нибудь чиновника, который сидит в Нальчике: 250.000 евро? Плюс доставка и растаможка? Да вы офигели! Хотя не все так безнадежно - уже и в правительстве Кабардино-Балкарии идут разговоры, мол пора уже курорт развивать, но пока это только разговоры.

Часть III. SPC TRIP на Эльбрусе.

И: Все это разговоры о будущем, а теперь давай вернемся к событиям минувшим. Расслабься и дыши глубже, сейчас я произнесу 3 буквы, которые, наверное еще долго будут звенеть у тебя в ушах и маячить перед глазами – SPC. Не тошнит?

А: Тошнит меня не от этих трех букв, а от воспоминаний о двухмесячном пребывании там. Честно – это было жестко. И жестоко. Серьезное испытание на прочность.

И: Как вообще получилось, что SPC решили провести в России, когда впервые прозвучала эта идея, и сколько времени на подготовку у вас было?

А: Не будем обсуждать, почему летний SPC уехал из Австрии, пусть об этом Клаус расскажет ( вообще есть версия, что против проведения летнего лагеря в австрийских Альпах выступили «зеленые» : выхлопы работающей в парке техники загрязняют высокогорный воздух, после закрытия лагеря на леднике остается куча бытового мусора, пятна от солярки и т.д. Возможно, именно это и повлияло на отмену австрийского SPC – И.)

В прошлом году стало известно, что SPC в Австрии отменяется и тогда мы предложили Клаусу провести выездной лагерь - trip, в России. Вот здесь остановимся поподробнее – много было негодования, высказываний, что мол лагерь совсем не был похож на SPC, не дотягивал до его уровня и т.д. Просто все увидели в название три этих магических буквы и накрутили себе, что сейчас они приедут на Эльбрус и здесь будет все как в Австрии.

Понимаешь в чем смысл: то, что мы проводили это не перебазировавшийся SPC, это просто Клаус, который каждое лето делал лагерь, на этот раз остался без работы, незапланированный выходной у него получился. И видит Клаус, что оказывается в России, на самой высокой горе Европы тоже что-то летом делается, и подумал, что можно приехать и помочь им опытом, поучаствовать во всем этом мероприятии, а заодно и позвал райдеров, которые были частыми гостями прошлых SPC, присоединиться к нему и совершить вот этот самый Trip в загадочную Россию.

Основные же работы по строительству и проведению были на наших плечах, плечах, на которых лежали все предыдущие Эльбрусские летние лагеря.

И: Кроме Клауса, из тех людей, что делали предыдущие SPC кто-нибудь еще приехал? Какова вообще была роль иностранцев в постройке лагеря?

А: Приехал лишь один Клаус, который собственно и привез эти самые 3 злосчастных буквы, затуманившие нашим людям разум. Зачем все это ему было нужно? В Европе уже всем надоело каждый год открывать журналы и видеть одни и те же места – Альпы, Скандинавию. Скорее всего, романтическая натура Клауса захотела чего-то нового неизведанного, типа отправиться поискать приключений на самой высокой горе Европы, а заодно помочь обездоленным типа нас. По той же самой причине приехали и многие иностранные райдеры: увидеть новые места, испытать новые ощущения.

Что касается личного вклада Клауса в постройку лагеря – он не только советом помогал, но и, респект ему, не брезговал лопатой помахать. Такой вот он, Капитан Хаос.

И: Я не могу говорить за иностранных райдеров – какие ощущения испытали они, но вот по отзывам, российских бордеров, побывавших в лагере, впечатление складывается не очень хорошее. Много статей вышло посвященных лагерю, много говорилось на эту тему – негатив преобладает. Мы – InSnow.ru, провели среди своих пользователей, побывавших летом на Эльбрусе опрос – чем же им там не понравился лагерь, попросили выделить какие-то моменты, которые испортили впечатления. В результате отобрали наиболее упоминаемые и просим тебя сейчас их прокомментировать.

Момент первый: официальное открытие лагеря заявлено на 25 июня. Люди приехали, огляделись: в парке 2 фигуры, 0 перил. И фактически, до дня своего закрытия – 8 июля, парк так и не был полностью достроен. В чем причина?

А: Стройка началась и шла по плану, но когда подъехали мы с Клаусом, у ратрака, которым собственно все и строилось, случился инсульт, и он оказался на грани жизни и смерти. Мы естественно такой вариант тоже предусмотрели, и нужные запчасти были. Только вот ремонт занял очень много времени, и приходилось одновременно лежать под ратраком и что-то копать лопатой, чтобы хоть немного догнать график строительства.

Потом – новая напасть: водитель ратрака заявил, что ему надо съездить по делам, и, несмотря на все наши протесты благополучно свалил. Пришлось мне, помимо организаторских, шейперских и ремонтных работ, заняться еще и управлением ратрака. Естественно, что достаточного количество времени для работы на каждом из направлений не было, поэтому приходилось чередовать свои обязанности. А ратрак сволочь, как назло ломался все чаще и чаще: иногда приходилось целый день его ремонтировать. Вот собственно и получилась такая несостыковка планов с реальностью – так бывает когда у тебя одна единица техники на парк.

Клаус все удивлялся – как же вы одним хреновым ратраком собираетесь построить лагерь?! Даже лебедки, которая нужна при летнем снеге - и той нет. Я ему отвечаю: « Клаус, дорогой, лебедка стоит 50.000 евро – откуда у нас такие деньги?»

Когда мы что-то, наконец, построили, шейпить приходилось при помощи досок – ратрак просто физически не мог проехать по приземлению, потому что его постоянно срывало. За все время работы, нам, наверное, всего раз удалось при помощи него нормально разровнять приземление. В остальных случаях мы просто там кое-как проезжали, а потом выравнивали, убирали ямы и кочки – досками!

Естественно здесь уже ни о каком планомерном обслуживании парка не шло – где-то что-то сыпалось – шли туда и лечили. Да если говорить откровенно и ратрак, который имелся в наличии, не был предназначен для строительства фигур.

Кстати условие проведения следующего летнего лагеря – это наличие хорошего аппарата с лебедкой! Вообще в условия гор и на летнем снегу, строить всегда намного сложнее: в Переделкино, на комьях снега, настрелянного из пушек, чтобы вывести приземление, нам иногда нужно меньше часа. В лагере на это уходило 2 дня!

И: Следующий момент, который, пожалуй упоминался чаще остальных - ски-пассы. Люди приезжают в лагерь, хотя кататься, а человека - Алексея Январева, который как раз им должен эти ски-пассы отдать нигде нет. Была даже такая фраза: «Органайзера найти сложнее, чем фантомаса!»

А.(смеется): Неужели сложнее, чем Фантомаса? Понимаешь, я ехал в лагерь и думал, что буду Органайзером, а получилось, что я еще стал и шейпером, водителем и ремонтником ратрака, еще черти кем, даже фантомасом… Клаус мне даже предложил поменяться званиями – чтобы он на время лагеря стал Органайзером, а я капитаном Хаосом. Думаю, это было бы логично.

Действительно, был момент – я еще в Москве оставлял свои координаты, местный номер, по которому надо было звонить. Я одной рукой управлял ратраком, второй держал трубку и отвечал на звонки, разъяснял, куда надо подойти, чтобы оформить ски-пасс.

У нашего офиса стояли просто безумные очереди, но в 8 мы спускались и всех обслуживали, старались все сделать быстрее. Я не скажу, что это была какая-то очень острая проблема, другое дело, что некоторые люди, которые заранее не позаботились о билете, приехав и увидев, какие нереальные цены, если покупать его в кассе, тоже ринулись оформить ски-пасс у нас.

Кстати, нам абсолютно бесплатно помогали двое ребят из Ё-бурга, представители одного из спонсоров, мои друзья - Женя и Джедай. Они у нас были на должности паспортистов – фотографировали, печатали, ламинировали, раздавали… Огромное им за это спасибо!

А некоторые другие представители спонсоров, к сожалению, просто приходили и говорили: я спонсор, давай скорее ски-пасс.

И: Кто, кстати, спонсировал лагерь?

А: 686, Head, Option, Capita, M6... Было около 5 фирм дистрибьюторов – Москва, Питер, Екатеринбург, от каждой по нескольку брендов. Спонсором чил-аута был магазин «провокатор».

У нас поначалу были наполеоновские планы по работе со спонсорами – мы хотели сделать именные фигуры – например пирумиду Option, или мегароллер М6. Такие вещи давно практикуются за рубежом. Даже изготовили специальные баннеры, рассчитанные на ту или иную фигуру, но потом пришлось их просто вешать на то, что построили… Очень жалко было.

И: Претензия следующая: нереальные очереди на канатку и прорайдеры, со своим окружением, которые постоянно лезли без очереди. Был такой случай, что после очередной поломки скопилась огромная очередь. Канатку наконец запустили, но тут подошли люди, назвавшиеся организаторами парка, и начали без очереди сажать всех ПРО и девушек, которые были с ними, а очереди снова пришлось ждать.

А: Во-первых, хочу сказать, что руководство лагеря к руководству канатной дороги отношения не имеет – это разные люди, разные организации. Сам лично я на канатке поднимался редко, так как жил в обнимку с ратарком, на нем наверх и поднимался, поэтому судить о тех или иных случаях объективно не могу.

Насчет прорайдеров – они на Эльбрусе бывают часто, у них есть свои знакомые канатчики, с которыми они могут договориться о возможности подъема без очереди или как-то иначе. Единственное что могу предположить насчет упомянутого инцидента – Клаус задумал очередную фотосессию, и срочно надо было всех прорайдеров поднять наверх. …

Клаус

Клаус это действительно Капитан Хаос, это его второе имя часто напоминало о себе: не в обиду ему будет сказано, но бывали такие моменты, когда у него правая рука делала одно, другая – что-то не совместимое с первой. Достаточно прикольное зрелище получалось.

Например, сидим с ним вечером, разговариваем. Он переживает, что от графика строительства сильно отстаем, говорит мне: «Алексей, ну что завтра давай с утра пораньше на гору, работать, строить парк». Я ему: отлично Клаус, в 7 подъем, в восемь на азау, в 9 мы там»!

Ну и что? Встали, умылись, позавтракали, собираемся уже подниматься, и тут прибегает Клаус : ч.п. - мои ребята в Амстердаме проимели багаж, надо их как-то выручать.

Я говорю: *№;%*&)# , Клаус, не мог раньше об этом сказать. Приходилось менять все планы, и какое-то время тратить на то, чтобы разыскать этот багаж в Амстердаме, просить, чтобы его к нам привезли, заниматься какими-то банковскими переводами, разруливать, чтобы ему счет открыли в нашем банке и иностранные райдеры могли деньги перевести на этот счет.

И: В одном из журналов писали, что Клаус оказался, чуть ли не в вакууме – никто с ним не разговаривал, все отворачивались, прикидывались, что его не понимают, и ходил-бродил одинокий грустный Австриец по просторам Эльбруса, пытаясь спастись от одиночества, лез в бутылку. Прямо какая-то ужасная картина получается (.

А: Абсолютная глупость и неправда. Я кстати тоже где-то прочитал, что мол Клаус в свою первую неделю пребывания в лагере постоянно напивался и «видимо было из-за чего». Не знаю, зачем писали такие вещи, которые правдой ни в коем случае не являются, наверное, кто-то хочет заработать себе громкую славу этими заявлениями.

На самом деле мы прикольно, весело проводили время, и несмотря на все трудности, с лица Клауса не сходила улыбка, ему все это было в кайф! Единственная плоскость, в которой возникали споры – это строительство парка, вернее методы его строительства. В остальном же было полное взаимопонимание, иногда просто он слишком много всего пытался на нас грузить, и мы начинали по-дружески препираться - мол Клаус, какой нафиг багаж в Амстердаме, тут парк горит, а ты со своим багажом! Вообще-то он человек достаточно упертый - говоришь ему: «Клаус! Здесь Россия, здесь никакие твои схемы не работают!»

Например, взять открытие валютного счета в Европе и в России. У них это раз два и все готово, причем еще с минимальными затратами, у нас же как обычно - со всей этой бюрократией, кучей документов и т.д.

И: Ну под конец то он хоть врубился, как у нас все это делается или остался при своих принципах?

А: Нет, к сожалению так и не понял. Он неделю ездил в Тырнауз открывать валютный счет, перевести деньги за своих иностранцев. Я говорю ему, мол, Клаус – на вот тебе реквизиты, скинь в Москву деньги, там перезачтут, сюда пришлют, расплатимся и забудем.

Нет говорит, я буду открывать валютный счет, переводить сюда электронным платежом деньги, потом переведу эти деньги на счет Чегета. Я ему – Клаус, говорят же тебе, сделай так и так, с тобой человек поедет, деньги заберет. Он – нет, я буду деньги переводить по безналу и все, хоть ты тресни.

Насчет разногласий по строительству парка – Клаус очень грамотный человек в строительстве, хотя у меня к нему есть претензии: он не пользуется инструментом вообще - делает все на глазок. Мы когда парк строим, приходим на место, делаем контрольную фотосъемку, рассчитываем на компьютере, сколько надо нагрести там-то и там-то, какой высоты кикер. Потом, когда готовый план есть, мы просто нагребаем и выводим фигуры.

Клаус же делает все по другому: он сначала гребет, а потом отходит в сторону и говорит: «о, этот кикер должен быть выше еще на 2 метра». Сам он ратарком не рулит, а только пальцем показывает – куда и что, а всё исполнение, все перестройки ложились на наши плечи. Но так как мы сами в паркостроительстве не лохи, имеем опыт, то безропотно чужим указаниям подчиняться естественно не будем. Вот и возникали конфликты, когда мы строим по-своему, а он начинает: «нет, вы ратраком не так делаете, вы делайте литл бит, литл бит – потихонечку, потихонечку».

Клаус, блин, я сделаю все за один раз и без твоих литл битов……... Мы со Смолом и с Ромой Теймуровым большой кикер на мегароллере ставили сами, когда еще Клауса не было. Потратили всего 2 часа! А когда с Клаусом начали делать маленький кикер слева, на это угрохали часа четыре, долгих и мучительных, после которых я сказал: «Стоп, %№№*;, все, Клаус, отойди в сторону!» И мы за 15 минут все это построили.

Да, у него своя методика - хорошая, отличная, но когда идет война за каждый час, своей методике не обучишь, надо быстрее строить, чтобы люди могли прыгать, а глобальный обмен опытом- потом, иначе время постройки возрастало в 2-3 раза!

Но блин, это все же не ссоры были, и не надо писать, что лагерь не построили вовремя из-за Клауса – главным похитителем времени был ратрак!

И: Интересный человек Клаус! Но возвратимся к проблемам, которые возникали у райдеров – была жалоба на небольшое количество обслуживающего персонала. Людей не хватало везде – и у шейперов, и на подъемнике, и при раздаче ски-пассов. Бейби-лифт постоянно отключался, из-за того, что очередной раз кого-то чуть не зажевало. Приходилось ждать, пока кто-нибудь придет и разрулит!

А: Что касается Бейби-лифта – это собственность РГШ, и обслуживать его специально приехали электрики, еще какие-то специалисты. Проработав 2 недели с детской школой, которая была до нас, большинство просто физически сломалось, они не привыкли, не могли, как мы, пахать на таких высотах по 20 часов в сутки, и в итоге получилось так, что 2 пожилых электрика просто отказались участвовать в дальнейшем обслуживании и заявили , что даже если им будет грозить увольнение из РГШ, они от обслуживания подъемника отказываются и уезжают в Москву. Уехали! А РГШ естественно замены им не нашло. И вот, когда подъемник очередной раз ломался, мы хватали лампочки, которые использовали в качестве тестеров (нормальные тестеры электрики забрали с собою) и пытались понять, что же там на этот раз сломалось. В Москву звонили этим горе электрикам и вместе разбирались, в чем дело.

А насчет того, чтобы кто-то стоял у подъемника и следил – токое и не планировалось: было специальное устройство-ловушка, которое отключало подъемник, когда кого-то цепляло и тащило в барабан.

И: Еще было вопиющее безобразие: человек травмировался, травмировался серьезно. Ищут врача, наконец, подъезжает врач лыжник, смотрит, в чем дело, и демонстративно заявляет – нет, бордеров не лечу ни за что!!!!

А:Этот «(?:%;№ #$%^&*(_ лыжник, к которому я сам лично подводил девочку с сотрясением мозга, оказался сотрудником РГШ. Мне он тоже заявил – я сноубордистов лечить не буду. Пропустим что было дальше, но я постараюсь сделать все, чтобы его из РГШ уволили, потому что есть какой-то кодекс чести врача, есть этические стороны…

Потом мне тренеры РГШ рассказали, что он даже своих то сноубордистов, из школы, не лечит. Какая-то нереальная, ненормальная ненависть к сноубордистам. В итоге у нас появилась своя аптечка, спасатели выполнили роль медиков. Конечно, с этим моментом косяк получился полный – надеялись на то, что врач будет, а оказался не врач, а пидарас. Так и запишите крупными буквами ПИ-ДА-РАС – врач из РГШ.

И: Это был не единственный негативный факт человеческих взаимоотношений. Лагерь чуть ли не волна драк захлестнуло, вещи из номеров пропадали, даже про изнасилование говорили...

А: Это конечно очень странно, но никогда раньше такого на Эльбрусе не было – очень сложно объяснить, почему было столько драк…. Первая же вечеринка закончилась разборками, причем между своими же. Не знаю, кто что там между собой не поделил, скорее всего, просто из-за большого количества выпитого алкоголя. И подрались сами, без участия местных.

Потом один лыжник-ньюскулер девушке лицо в кровь разбил. Ди-джейке. Отрицательная энергия размножилась.

Мы с главой района решили, что если в следующем году будет лагерь, надо просто привлекать частные охранные предприятия. Пусть они этим занимаются охраной порядка.

Относительно кражи: единственный случай, который я знаю, это у нашего оператора - Паштета, утащили цифровую камеру. Здесь, в общем-то, мы сами и пострадали - 2 первых дня съемок ушли вместе со злоумышленниками. Самое главное, что съемки были такие интересные, вкусные – мегароллер, Марк Андре прыгает. Все пропало (((

Про изнасилование я комментировать не буду, по-моему, это кто-то снова сгущает тучи.

И: Давай хоть немного о позитивном: лагерь посетило приличное количество зарубежных райдеров: норвежцы, японцы и конечно мистер 1260 – Марк-Андре Тарте.

А: Самой знаменательной фигурой, конечно, был Марк-андре… Такого сгустка энергии я еще не видел – он мало того, что сам прыгал, так еще пытался всех оживлять, заводить, возбуждать, в общем, стал живым символом нашего лагеря. Всеобщим любимцем! Помимо того, что он прыгает, он еще и отличный человек.

Я в «Досках» писал, что были и другие люди: завалился подъемник, лопнул трос, и нужно было его натягивать, а ратрак в это время как назло поломался. Дали общий клич - ребята, райдеры, помогите натянуть, пожалуйста. Есть такой как-бы прорайдер - г-н Кокарев. Вот когда ему мы ему крикнули - иди, помоги, пожалуйста, он всем нам демонстративно показал фак! Потом в интервью он заявил, что сюда приехал кататься, деньги заплатил, а ему трос тянуть предлагают. Мы ему тогда сказали – раз ты всех не уважаешь, ведь 60 человек стояло, трос держало - можно ведь для себя же помочь, скорее поставить и кататься, а ты нам фак. Отняли у него все ски-пассы, отдали деньги и домой отправили…

Клаус очень удивлялся – сказал, что у него вообще в лагерях SPC такого не было никогда. Не было таких людей, которые приходят и катаются, потому что заплатили. Лагеря строятся на единомышленниках, которые, не спрашивая, приходят на помощь в любой ситуации. А у нас в Росси не так много летних парков, чтобы, с факами к ним относиться.

Ладно, к иностранцам - читал много интервью, что иностранцам не понравилось. Иностранцам как раз таки все понравилось – они просто себя должным образом настроили. Наши как мотыльки на огонек, летели на брэнд, к трем буквам – SPC, а иностранцы, они в первую очередь ехали в загадочную Россию, за приключениями, как раз тот самый trip. Поэтому они на проблемы особого внимания и не обращали, а обращали внимание на то, что очень красивая природа, нереальные пейзажи для съемок, офигенно большое время катания – кататься до 8-ми, заниматься фотосессиями при вечернем освещении. Клаус нам говорил: «Фиг с ним, ратрак вы приобретете, подъемники тоже появятся, а самое главное - горы, они у вас есть и не денутся никуда!»

Единственные кто, возможно, обломался – швейцарцы, которые приехали первую неделю. Была только пирамида от мегароллера. Те кто приехал попозже, сделали нам скидку, на то, что первый раз, что с ратраком проблемы, в общем, с пониманием отнеслись).

Мне кто-то рассказывал, как Клаус и Марк-Андре стояли и обсуждали втихаря, по-английски: «Как же так, как эти русские умудряются все это делать с такой техникой, в таких условиях??? И что-то у них там даже получается!»

Видя то, как мы работаем, Клаус и на следующий год не прочь провести у нас какое-нибудь мероприятие. Но только при условии – наличие ратрака, нормального, с лебедкой.

Мы кстати на перспективу с ним уже говорили – если ратрака с лебедкой все же не будет, то и лагерь международный начинать не стоит. Если нормальный ледниковый подъемник не приобретем, который пусть 60 тыс евро стоит, но окупается довольно быстро, тоже не стоит мордовать себя. Ведь это был какой-то ужас – 8 тонн металла привезти из Москвы. Поднять-опустить, подключить, отключить. При этом еще солнце греет, металл обтаивает. Первый раз воочию увидели, насколько быстро снег летом тает – за время проведения, уровень лагеря опустился на 2 метра! Подъемники оказывались на эдаких снежных островах и постоянно кренились вправо-влево. Надо ледниковый бугель! Если всего этого не будет, то лагерь под вопросом, позориться больше не хочется.

А так еще раз повторяю, что Клаус сказал – главное это горы, а все остальное приложится.

Самое интересное – наши райдеры, которые в это время в Европе были, слышали разговоры буржуев, что друзья их поехали на Эльбрус, и звонили довольные, говорили, что там построили один из лучших в летнем сезоне мегароллеров, во всей Европе! Прикинь – иностранцы звонили друзьям и говорили: приезжай, здесь крутой трамплин!

И: А что европейская пресса пишет, есть отзывы, репортажи?

А: Да, сейчас должны появиться: почти все известные сноуборд-журналы сноуборд запросили материалы по нашему лагерю! Клаус - в два журнала отдал, Жора Стеценко - в Method Mag. Большой резонанс по Европе будет. Однозначно.

И: То есть, если в следующем году лагерь будет, то интерес со стороны иностранцев обеспечен заранее и приедет много больше народу?

А: Да, конечно. Вообще, если мы все же решимся, то ниже определенного уровня опуститься будет нельзя – в этом году, несмотря на всю критику, мы провели вообще лучший летний лагерь за всю российскую историю…

Люди вот говорят - было плохо, но вы спросите у тех, кто до этого ездил: стало лучше или нет? На подъемнике 40 человек одновременно могли подниматься, а не 3, как раньше.

Может по сравнению с оригинальным SPC, мы были не супер, но вот если сравнивать с прошлыми нашими лагерями – то это огромный шаг вперед.

Еще раз - все представляли, что это будет SPC, со всеми его регалиями, прелестями. А это был всего лишь Эльбрусский лагерь, куда приехал Марко. Мы, наверное, неправильно поступили, что не уделили этому аспекту такое внимание. Надо было сразу акцент сделать, хотя в официальном пресс-релизе, который на сайте висел, там прямо черным по белому написано – это не SPC CAMP, а SPC TRIP! Эти магические три буквы SPC, затуманили разум многих людей – в результате такая реакция.

А довольный Клаус Марко не сбежал в ужасе, он улетел делать следующий SPC. Что такое SPC? Это Snowboard Park Club – т.е. SPC может быть много, но все они должны отвечать определенным критериям. Вот такой интересный факт для тех, кто не в курсе.

И: Заключительное слово Органайзера – оправдание, просьба, заявление – скажи что-нибудь тем, с кем ты пережил это СОБЫТИЕ, и тем, кто был лишь сторонним наблюдателем, а сейчас не знает, чью сторону принять, кого послушать.

А: Люди, будьте добрее! В этом лагере действительно очень сильно чувствовался негатив… непонятно кто или что было его источником, но негатив проявлялся во всем.

Если бы люди стали добрее, отнеслись к происходящему более снисходительно, то может быть и лагерь получился лучше. И все вернулись бы домой с совсем другими эмоциями…

Автор: Иван
www.insnow.ru

Иван


Наверх