Поделиться

La Clusaz Radikal Mountain

 В начале января мы снова оказались в полюбившемся Ля Клюза, уютный горнолыжный курорт рядом с Женевой и Аннеси. Второй раз здесь зимой и второй раз попал в отличный паудер, а когда уже знаешь где искать нетронутый снег и подушки, что может быть лучше? При этом пытался приобрести и новый опыт, хотя во время соревнований времени на катание совсем не остается. При том что Ля Клюза облюбован Швейцарцами и всегда полон туристами, только сейчас обратил внимание на его относительную дешевизну, ски-пасс на день стоит всего 33 евро, апартамент на неделю реально снять от 200 евро, немного даже по Российским меркам. Это еще больше бросается в глаза если иногда бывать в соседней Швейцарии и сравнить, как удалось нам. Ля Клюза потрясающе колоритен и самобытен, проезжая на лыжах мимо сараев для коров чувствуешь вкусный запах молока, здесь уникальное сочетание настоящей «деревенской» и «горнолыжной» жизни.

 

Прошлогоднее видео

 

 

В прошлом году мы уже побывали в Ля Клюза, посмотрите видео, а здесь можно прочитать статью http://vania-mad.livejournal.com/8982.html

La Clusaz Radikal Mountain это соревнования по фрирайду, которые входят в систему FWQ со статусом 4* Копнем немного глубже, что вообще такое FWT и FWQ. FWT или Freeride World Tour серия соревнований по фрирайду основанная в 2008 Швейцарцем Николасом Хейл-Вудсом на основе уже сложившихся в мире соревнований и традиций, с финалом на самом престижном контесте в мире в Вербье, где по итогам всего сезона присваивается звание чемпиона мира по фрирайду. Николас попытался структурировать все основные соревнования по фрирайду в мире, ввести единые правила судейства и формат проведения, с одной стороны формализировать и убить «идею фрирайда» как бесконечного отрыва без правил, а с другой дать десяткам и сотням спортсменам мира известность и стартап для работы со спонсорами, а так же понятные критерии в развитии как атлетам.

В сезоне  FWT проходит всего пять стартов с финалов в Вербье. Остальные соревнования объединили в серию Freeride World Qualifier, организаторы соревнований по всему миру охотно вливаются в эту структуру, это как проводить кубок мира вместо обычных коммерческих стартов.

Так вот именно La Clusaz Radikal Mountain открывают Европейский соревновательный сезон, и уже по этой причине являются одними из самых конкурентных и престижных. Еще конечно склоны, для финала в Ля Клюза припасена огромная гора с перепадом высоты под километр, для квалификации то же очень длинный склон. По мнению самих спорстменов здесь самая сложный склон в сезоне. Корни фрирайда переплетены в Ля Клюза очень плотно, рейсдиректор соревнований Антона Летаги, опытный гид и в прошлом фрирайд прорайдер со стажем больше десяти лет. Из Ля Клюза чемпион мира 2010 Кандид Товекс и нынешние участники FWT знаменитый Себ Мишо и молодой Мэтью Бьяссон.

Система FWQ подразумевает у всех райдеров наличие рейтинга, заработанного на прошлых соревнованиях, в прошлом году у меня его не было и для таких как я провели Open La Clusaz Radikal Mountain. Тогда столкнулся с фактом, пройти его сито почти нереально, участвовали 50 лыжников, а проходили в основной заезд только двое, то есть показать себя еще сложней чем выступить в основном заезде. Тогда под формальным предлогом равенства очков прошли в итоге не два, а три райдера и все выступили очень удачно в основном заезде, а один даже занял призовое место. Понимали все это и организаторы и в этом году сделали правильную вещь, провели не один опен, а два самостоятельных 2* ивента, которые позволяли всем участникам набрать важные очки и повысить свой рейтинг, а набравших по сумме больше всех балов брали в основной заезд 4* причем участие бесплатное. Кстати, стартовый взнос в 4* 120 евро, в 2* 60 и 80 евро.

Как говорил трехкратный (в эпоху до FWT) чемпион мира по фрирайду Ману Гадэ: «на сам проезд я даю 20%, а 80% на подготовку и изучение склона». Поэтому мы приехали в Ля Клюза заранее, что бы спокойно осмотреться и подготовиться. Свежего снега в этот момент не было, но соревновательные склоны были в неплохом состоянии из за труднодоступности.

Склон для первого заезда выбрали тот же что и год назад, в массиве Бальм, на любимой горе Кандида. Старт был из под самой горы «с крестом», которая фигурирует на постере и в фильме «Few Words». В прошлом году вторая половина дистанции проходила через маркированную трассу для туристов, поэтому в этот раз финиш сделали выше, это позволило начать старты чуть позже.

После просмотра трассы всеми участниками утром перед стартом, от остатков свежего снега мало что осталось и пришлось снизить высоту первого дропа для надежности, заезд, который включал пять прыжков прошел удачно, причем первый и третий прыжок никто из соперников “не увидел”, а грамотное читание рельефа любят судьи, как оказалось, я занял 3 место! Заездов своих соперников с подиума, я не видел поэтому не могу судить. Классические критерии судейства во фрирайде на первый план выводят сложность линии, контроль и флюидность, в этом году ввели новое понятие “эир и стайл” понятное без перевода. Каждый год, от старта к старту в разных местах и странах критерии оценки немного меняются, это та трудность с которой сталкиваются спортсмены.

Второй старт состоялся на следующий день на соседней горе и подразумевал небольшой “хайкинг” пешком. Гора на первый взгляд не предлагала много вариантов, но я был в шоке, когда скатившись одним из первых смотрел проезды соперников, мой проезд включал оригинальный дабл дроп, который никто так и не повторил, почти никто не проявлял фантазии и не ехал в самое сложное место, узкое “горлышко” между скал, а все кто поехал-упали, переоценив силы. Так нежданно негаданно, оказался уже дважды призером престижных соревнований. Первое и второе место заняли очень сильные райдеры, француз Горак Вадек и немец Феликс Вимерс, оба проехали абсолютно одинаково и выполнили по огромному бэкфлипу, причем французу на мой взгляд заезд удался лучше, но на подиуме они поменялись местами, тема судейства отдельная большая сторона этого спорта. Были и другие трюки, фронтфлип, еще бэкфлип и даже 720 и 360 от местного райдера, известного ньюскулера Луи Коломб-Паттона, несмотря на падения он каждый раз получал щедрые баллы от судей.

Погода изменилась, начался сильный снег, и к моменту проведения квалификации традиционную трассу посчитали лавиноопасной. Организаторы быстро соорентировались, объявили что будет всего один заезд и вернулись на трассу первого дня. В этот момент, я довольный потирал руки, считая “дело в шляпе”, так как плохо понимал какие аргументы могут показать соперники на хорошо знакомом мне склоне. Старт сделали выше, таким образом добавился большой дроп, правда забираться приходилось буквально с помощью веревки. Трассу покрыл 40 см слой свежего снега сильно ее изменив и открыв совершенно новые варианты для прохождения, что я совсем не учел и предусмотрел. Первый дроп в самом высоком месте второй то же, похоже мало кто из соперников поступил так же, третий дроп, уже в полете сообразил - на приземление лед, перед стартом спасатели подрезали склон в этом месте, в итоге приземление оказалось смазанным “бэксит”, четвертый дроп снова в высоком месте, чистое приземление, на финальном каскаде еще одна ошибка, слишком много снега и остановка, которая по правилам карается десяткой бала за каждую секунду. Тем не менее, очень доволен своим проездом. На том самом дропе на лед люди рушились друг за другом, нашлось два-три места для бэкфлипа, который выполнить чисто удавалось примерно в половине попыток, несмотря на все это великолепие, надеялся на место не хуже 5го, но в итоге оказался 9 в протоколе, а еще позже обнаружил себя 10, несмотря на равенство баллов. Если бы мне кто сказал что я буду расстраиваться из-за 10 места в 4* лишь посмеялся, но в свете перечисленных обстоятельств именно так и произошло.

Старт соревновательного сезона FWQ успешно прошел у всей нашей команды, Аня Ханкевич заняла 6 место, а Аня Орлова и вовсе впервые оказалась на подиуме, заняв 3 место. На следующий день после сорев все вместе мы в полном восторге раскатывали чудесные лесные подушки и “секретные” просеки. Летом в Ля Клюза планируют провести серьезные и крупные соревнования по эндуро, хороший повод вернуться!

 Что делать в Ля Клюза летом можно посмотреть здесь

http://vania-mad.livejournal.com/22359.html

 

Автор: Иван Малахов (Columbia, Head, Giro, Actioncams.ru)

Огромная благодарность за помощь в подготовке этой статьи пресс-атташе курорта La Clusaz Aurélie Forge, а так же всему оргкомитету La Clusaz Radikal Mountain за идеально проведенный ивент. 


Наверх