Статьи Путешествия Скитур по байкальской горе Мамай
    Поделиться

Скитур по байкальской горе Мамай

Мамай – самое популярное место байкальского фрирайда. Считается лучшим местом для внетрассового катания на юге Байкала.

Ниже впечатления Коли Семина об этом удивительном месте:

«Всё было как всегда, в очередной раз после поездки на Камчатку, я начал строить планы на сезон, узнавать у друзей, куда можно поехать и с пользой провести долгожданные две недели отпуска до Нового года. Хотелось побывать в каком-то новом месте и тут от Никиты Печерского я услышал про Мамай, он рассказывал про нереальный пух и достаточно суровые условия жизни. Я начал собирать различную информацию у друзей, кто там был, какие погодные условия, какой рельеф, вобщем все факторы из которых складывается впечатление о горах. Узнав, что и как, решил, что нужно ехать, осталось только решить с кем и когда. Вариантов было немного, а из знакомых туда ехал только Никита Печерский, и причём он ехал строить зимовье, что давало надежду на вписку по жилью. Постепенно я начал убеждать Никиту, что еду с ним на Мамай, его не сильно впечатлила эта идея (ведь брать с собой балласт в виде ньюскуллера, который может дать казачка на 45 градусном склоне в сильно удалённом месте от больницы никому не хочется) но я был настойчив. По итогу я узнал, что еду не один, а с другом (Костя Петранин). Мы взяли билеты в чудесный город Иркутск, и тут меня осенило, что у меня нет нормального ски-тур комплекта. Немного поразмыслив, я набрал Серёге Мосину, с предложением дать мне скитурные лыжи, он не смог отказаться. И вот всё складывается как нельзя кстати, я заезжаю к Серёге, беру лыжи ARMADA Kufo 186 ростовки, ставлю на них крепления и радостный вылетаю в Иркутск. Меня немного волнует геометрия лыж, это классическая лыжа с талией 103 мм и рокерным носком, пятка прямая, не твинтип. До этого я катался на таких лыжах как ARMADA ARG и ARMADA JJ, эта лыжа стала для меня новинкой.

Прилетев в Иркутск, нас встретил Серёга Арсентьев местный локал (как в последствии я убедился человек с золотыми руками) и Никита  Печерский. Потратив 4 часа на покупку и упаковку продуктов мы выехали на спот. Ещё 4 часа в пути с заездом во вкуснейшую столовую для работников РЖД и мы съезжаем с трассы поворачивая в долгожданное ущелье. Разгрузка, разбор по рюкзакам всего, что можем унести на себе, остальное доставляют на квадрике, который удалось выцепить парням по знакомству. На месте мы оказались примерно в 6 вечера, Никита и Серёга не успели достроить зимовье, стройка у них шла полным ходом, и им было не до нас.

“-мы вас встретили, вон зимовье, идите селитесь, топите и тд.” (Никита).

Мы в составе трёх (Я, Костя, Даша) человек пошли в зимуху, начали топить печку, в зимухе холодно, на улице тоже. Печка никак не разгорается, дрова сырые, света нет, всё это начало потихоньку напрягать.

Я пошёл к парням, занимавшимся стройкой, они выделили мне аккумулятор от мопеда и сказали "найдёшь в зимухе провода, подключишь, будет свет".

Разобравшись со светом и всё-таки растопив печь, жизнь стала налаживаться.

Выезжая на Мамай я распланировал чуть ли не каждый день своих действий. От фотосессий, с нашими новыми балахонами DOH,  до красивых фотографий больших дропов, в своих новых лыжах. Но не тут-то было, как говорится в пословице "человек предполагает, а бог располагает" все мои планы были разрушены в пух и прах. Снега в горах практически не было. Курумник и камни больше чем пол метра высотой, торчали так, что готовы были выдрать кусок скользяка из моих новеньких лыж. О красивых дропах в море пуха пришлось забыть.  Но я не терял надежды, по прогнозу на следующий день стоял снегопад , выпало 20 см снега, но на удручающую ситуацию это никак не повлияло. Локалы говорят, что давно не было такого сезона, от чего легче не становится.  Утерев  нос, встретившись с компанией локалов, мы пошли на местную гору "три берёзы",  подъём занял около 3 часов вверх по 35 градусному склону, сильно устав и практически не используя скитурные лыжи по назначению, я надеялся хотя бы на хороший спуск, но посмотрев вниз и оценив количество кустарников я понял, что хороший спуск вряд ли удастся. Так оно и было, слишком большое количество не засыпанного снегом кустарника, и скрытые под несколькими сантиметрами снега камни, встречали меня с распростёртыми объятиями. Но всё же, на более или менее открытых участках, удавалось сделать пару дуг по сибирскому паудеру и на секунду почувствовать счастье от катания. Прокатившись с местными, мы пошли к себе в зимуху, продолжать выживать в условиях Сибири.

Зайдя в зимуху я встретил мышь, нахально лазившую по остаткам хлеба, впоследствии её прозвали "кальмар".

Расскажу ещё немного о быте на Мамае, связь тут есть только на вершинах. Для мытья есть два варианта, это небольшая горная речка с ледяной водой или нагреть воды на печке выйти на улицу и "помыться из ковшичка". Посуду приходится мыть снегом, либо просто протирать салфеткой, так как газа взяли мало и в Иркутске проблема его купить. Темнеет здесь в ноябре довольно рано, примерно в 17.00, так что после катания мы шли помогать парням достраивать зимуху, колоть дрова да готовить еду.

На следующий день мы пошли в «мясной цирк», из ущелья он выглядит наиболее презентабельным. Так и оказалось, поднявшись наверх, передохнув, повив чайка с печенками, насладившись красотой Байкала, мы поехали вниз, 2/3 пути были великолепны - достаточно много снега и малое количество камней наконец-то дали мне возможность потестить новые лыжи. При наборе небольшой скорости, лыжи стали послушно и легко поворачивать, передний рокер позволял им без проблем всплывать в сибирском пуху, очень порадовал вес лыж. Дальше стали проскакивать камешки и скорость передвижения пришлось ограничить. Начинало темнеть, мы выдвинулись в сторону зимухи, и тут я понял, что забытый фонарик в Москве, сейчас не помешал бы.

Жизнь идёт своим чередом, проходит первая неделя моего проживания на Мамае, уезжает наша сожительница Даша, приезжает Аня Ханкевич. К Ане должна приехать группа и она активно помогает достроить парням зимуху и надраивает её к приезду клиентов. По утрам ходит с нами и разведывает места для катания, но ситуация так и не изменилась, снега не прибавилось.

Утром в субботу мы совершаем скитур поход к трассе, нам подвезли продуктов. Набив рюкзаки, мы довольные идём в зимуху, сегодня должна приехать Анина группа, зимуха достроена, наводим блеск. Уже в темноте приходит местная девушка Тоня и говорит, что группа идёт, но очень медленно, Аня как заботливый гид тут же одевается и идёт помогать ребятам. Я понял, что у меня тоже ещё есть силы и выдвинулся с ней, где то на полпути до зимухи, мы встречаем группу, берём у отстающих по рюкзаку и несём в зимуху, на пути обратно, в очередной раз испытываю дискомфорт, от отсутствия фонарика. Вся группа дошла и все рады-довольны, в зимуху начинает подтягиваться народ из соседних домиков (на всё ущелье их порядка 20-30) и ребята зовут меня в баню. Это был один из лучших походов в баню за всю мою жизнь. Жизнь начинает налаживаться, за два дня до отъезда обещают снегопад, я уже совсем не испытываю неудобств в быту и благодаря Аниным подсказкам перестаю сильно уставать от скитура.

Встав с утра и разглядывая дизайн своих новых лыжек Armada Kufo я понял, надо двигать в "автономку"(поход с ночёвкой в палатке). Вечером, обсудив все детали с моим напарником Константином, собрав все нужные вещи: газ, горелку, пенки, палатку и продуктов с запасом. Мы долго спорили о том, надо ли собирать палатку перед выходом, чтобы проверить наличие всех дуг и растяжек. Я настоял на том, что поздно, собирали её при мне и шанс что в палатке чего-то не хватает, крайне мал (впоследствии естественно растяжек не хватило).

С рассветом мы выдвинулись на перевал. По пути были великолепные пейзажи, и много склонов, которые выглядели весьма интересными для проезда, но останавливаться было нельзя, ведь цель дойти до перевала. На перевале мы оказались в обед, быстро собрав палатку, обсудив, что она не очень подходит для зимней ночёвки, мы выдвинулись в близлежащий цирк, он выглядел весьма привлекательно, даже немного опасным. К четырём часам дня мы поднялись на хребет, вышли на связь с ребятами, они были бодры и веселы- мы тоже. Солнце начинало опускаться за горные хребты и мы сделали намеченный спуск по полю пушистого сибирского паудера, добравшись до палатки в крайне хорошем настроении и с планом обкатать завтрашним днём, кулуар на той стороне перевала, который заботливо нам посоветовала катнуть Аня Ханкевич, мы развели костерок, поели, встретили великолепный закат, и пошли спать.

Рано утром, открыв глаза, я понял, что погода нам «подкинула бяку». Палатку периодически трясло от порывов ветра, на улице стоял сильный туман. Одевшись и наворачивая круги вокруг палатки я очень сильно ждал улучшения погодных условий, но вдобавок к туману начался снегопад, оценив, что в таких условиях невозможно будет найти кулуар "где то за перевалом на той стороне горы" и уж тем более получить удовольствие, как от подъёма, так и от спуска по нему, было решено выбираться к людям в сторону зимухи. Обратная дорога была простой практически вся вниз, и чтобы уж точно не заплутать, мы держались нашего следа, по которому шли вчера. Примерно за 2 часа мы спустились и увидели группу Ани, и тут начало распогоживаться, хотя прогноз на снегопад стоял на вторую половину дня. Всё это немного расстроило, ещё и радостный крик души Никиты Печерского в рацию "неудачники", сбавили настроение, но погоду не заказать, поэтому оставалось радоваться свежевыпавшим 10см снега.

На следующий день мы присоседились к группе Ани и Никиты и пошли на мясной, я преследовал шкурный интерес, сделать хотя бы несколько фотографий с дропов, за эту поездку, и спасибо Паше(человек с фотоаппаратом) у меня получилось прыгнуть две небольшие кочки и сделать более или менее нормальные фото. Поднявшись на мясной, мы решили катнуть обратку, потом затропить и спуститься с мясного. Разделившись на тех, у кого есть силы и желание катать обратку, и тех у кого нет сил, наша маленькая группа с предводителем Никитой, поехала на обратку. При спуске один из участников сделал топорик и разметал снаряжение по склону, потратив час на раскопки, мы чудом нашли весь стаф. За это время погода начала портиться, и суровый гид сказал, валим.  Мы поднялись на мясной, быстро раскамусились, дул сильный ветер, намечалась пурга. Спускались быстро и аккуратно, ибо пошёл снег, и начинало мести. Добравшись до шарика и отогревшись, мы строили планы на заключительный день катания.

В последний день решили пойти на «три берёзы» не сильно далеко, но очень большой уклон и много не засыпанного кустарника, преграждали нам путь, Аня мужественно тропила, я старался укрепить её следы и убирал лишние веточки, чтобы людям позади, было комфортно идти. Поднявшись, наверх, Аня предложила построить небольшой кикерок, чтобы поучить народ прыгать. Напрыгавшись, мы разбились по парам, я получился с Аней, чему был рад, дождавшись пока все съедут, мы поднялись немного вверх, и съехали роскошный, но короткий кулуарчик. Дальше я взял слишком сильно налево и угодил в ручей, так как на Мамае я уже имел опыт падения в ручей, я был аккуратен и методично за 20 минут преодолел все сбросы и водопады. Я радовался заключительному Мамайскому спуску и мысленно прощался с горами.

Вот так я провёл свой долгожданный отпуск. Немного грустно уезжать с Мамая ведь здесь я встретил много позитивных и добрых людей. Каждый раз уезжая из гор, как будто оставляешь кусочек себя, но греет надежда на то, что я ещё вернусь в это прекрасное место и тогда уж зацеплю Мамайский снегопад, когда за день выпадает метр снега....»

Спасибо всем кто был, помогал, фотографировал и следил за тем, чтоб я выжил на Мамае.

Отдельное спасибо моему спонсору Armada, DOH и компании гидов из Wild Mountains.

Орфография и пунктуация автора сохранены.