Статьи Горнолыжные курорты Новая жизнь курорта Эльбрус
    Поделиться

Новая жизнь курорта Эльбрус

По материалам: http://www.bigmountain.ru/?p=4907

Кто бывал в Приэльбрусье, тот знает — время здесь как будто остановилось. Приезжаешь после значительного перерыва, а такое впечатление, что оставил это место буквально вчера. Вокруг все те же горы, все те же люди - Чегет с буграми и Эльбрус с очередями.

Справедливости ради стоит сказать, что долгие очереди на Эльбрусе уже давно канули в лету. С тех пор как дотянули новую канатную дорогу до станции Мир этой проблемы вот уже несколько лет, как не существует. Но оставались другие, такие как неухоженные трассы и малое их количество, снегоходы ездящие среди людей, отсутствие элементарных удобств, плохо отлаженная система оснежения и т.д.

Традиционно, когда поднимались эти вопросы, ответ был примерно следующим: «Люди сюда не за комфортом ездят». И для значительной части приезжих это было так. Чегет и Эльбрус великолепные фрирайдные горы.

Чегет - знаменит своим северным склоном, куда не попадает солнце и снег остается пушистым даже тогда, когда на соседних склонах все уже в хлам убито кулуарами, крутым наклоном.

Эльбрус же, как лыжная гора, обладает несколькими уникальными свойствами:

Во-первых — в зоне ледников снег не тает никогда. А, следовательно, при желании, кататься можно хоть круглый год. Правда, летом придется забраться повыше. Для Эльбруса нормально, когда катальный сезон начинается в ноябре, а заканчивается в мае. В советские времена летом на ледниках Эльбруса, тренировалась горнолыжная сборная, а с конца 90-х и до 2009 года в июле месяце проводились летние сноубордические лагеря.

Во-вторых — протяженность трасс. Основная канатка сейчас ведет на 3500 — станция Мир. Оттуда можно на старой креселке добраться на 3800, плюс ко всему — на ратраке до 4200. Те перепад высот только со станции Мир до Азау составляет 1150 м. Если ехать без остановки — ножки успеют немного устать

В-третьих — разнообразный рельеф, делающий Эльбрус привлекательным для фристайлистов.

 

Все эти преимущества дала курорту матушка природа, они начали осваиваться горнолыжниками в 60х — 70х годах. Именно тогда была создана инфраструктура курорта, которая не особо то и изменилась вплоть до недавнего времени. Вокруг вырастали новые лыжные станции, облагораживались старые, а на Эльбрусе время текло размеренно и неспешно.

Но этим летом и наш курорт очнулся ото сна! На Эльбрусе активно стали работать над построением и усовершенствованием существующих трасс. Масштаб проведенных земляных работ впечатлял. По склонам расползлась тяжелая техника, взрывали скалы, копали грунт. В некоторых местах рельеф изменился до неузнаваемости. Когда основные работы были закончены, по трассам прошли люди, они вручную убрали крупные камни. Поэтому на отрезке Мир-Кругозор можно было уже кататься, как только на этой высоте лег снег.

Как известно любителям горных лыж,  где-то с середины октября начинаешь все чаще открывать прогноз погоды, в надежде увидеть там приближающуюся снежную тучу. Но этой осенью она упорно облетала Кавказ стороной. И т.к курорт Эльбрус находится на значительной высоте, то и температуры здесь ниже, чем на других Кавказских лыжных станциях. Поэтому с первыми морозами была включена система оснежения, ребята работали и днем и ночью. Ночью насыпали снежные кучи, а днем их растаскивали ратраками. В результате участок трассы между Кругозором и Азау был практически весь пригоден для катания к 7-му декабря — официальному открытию катального сезона.

 

В общем-то, к этому моменту можно было спуститься на лыжах с самого верха, т.е с Мира. Этот склон стали утюжить ратраками, как только он смог там проехать.

Курорт открыли вовремя, не смотря на сложную снежную обстановку. Конечно, на первый раз не смогли сделать все идеально, на трассе оставалось два небольших каменистых участка, которые по-хорошему надо было преодолевать пешком. Но на фоне того, что на всем Кавказе не было снега и Эльбрус стал единственным местом, где можно было утолить жажду катания после длинного межсезонья — сработали хорошо.

Кроме того на курорте провели работы не столь заметные для глаз отдыхающих, как расширение трасс - усовершенствовали систему контроля и выдачи ски-пассов, увеличили штат спасателей, построили новую кассу с удобным подходом, а так же (и это стоит отметить отдельно, наконец-то возвели отапливаемый санузел на станции Мир.

Конечно, не архитектурный шедевр, но функции свои выполняет отменно, в отличие от старого скворечника с прекрасным видом на трассу, в котором можно было и ногу сломать.

Пик сезона для горнолыжного курорта — это, конечно, новогодние праздники. В связи со сложившейся экономической ситуацией в стране, мы ожидали большего, чем обычно наплыва туристов. Но никто не предполагал, что их будет так много. Видимо, этому поспособствовали и цены на ски-пассы, объявленные еще до обвала рубля.

Но наша станция на этот раз с честью выдержала это испытание!

Канатка работала на полную мощность, поэтому очередь на подъемник, выглядевшая со стороны устрашающе, почти как «петля Горбачева» в перестройку, не занимала больше 15 минут времени.

Трассы со стороны выглядели совершенно как муравейник, но при этом люди не мешали друг другу, не сталкивались — всем хватало места. Те летние работы не прошли даром — результат на лицо.

Вид на трассы с Мира

Вид на трассы ниже Кругозора

Выкат к Кругозору

Трасса Кругозор-Азау

Трасса Мир-Кругозор

 

Еще одно новшество на Эльбрусе — трассы теперь ратрачат каждую ночь. Когда вечером канатку закрывают, на смену выходят трактористы. И утюжат трассу порой до 6-ти утра, в зависимости от состояния склона.

 

Так что каждое утро горнолыжников и сноубордистов ждал самый настоящий вельвет. А местные любители фрирайда, кажется, превратились теперь в фанатов трассы, т.к с Мира до Азау теперь можно проехать без поворотов, только по рельефу — очень приятное ощущение.

Конечно, не обходилось без происшествий, все-таки горы есть горы, сноуборд и горные лыжи травмоопасные виды спорта. Но на трассах дежурят спасатели, они оказывают первую помощь пострадавшим, эвакуируют со склона, и далее, при необходимости, машина скорой помощи доставляет раненых в больницу или травмпункт..

Под самый новый год снизошла на Кавказ благодать. Краник открылся и наши горы, как и горы соседей стало засыпать снегом со страшной силой! Снег в горах — это и радость и угроза. После первого двухдневного снегопада во многих местах сошли лавины, некоторые из них сбили намеренно, но было и много самосходов.

Потом начался второй снегопад, принесший с собой около метра снега. В какой-то момент станцию пришлось закрывать, чтобы не рисковать людьми и обработать склоны. Но это не могло омрачить радости по поводу долгожданного снегопада.

Закрыли не только станцию, но даже дорогу от поселка Эльбрус до Азау. И не зря, т.к несколько лавин высыпались прямо на федеральную дорогу, в районе поселка Байдаевка и выше Терскола. На следующий день с восьми утра лавинщики обстреливали склон. Но опасность схода лавин не остановила работников канатной дороги Эльбус. Они в буквальном смысле слова прорывались на работу.

Пушки еще обстреливали Чегет, а наши спасатели уже приступили к разгрузке склонов. Чуть позже начали ратрачить трассу Азау — Кругозор. И к обеду, как раз, когда открыли дорогу  машинам — канатка стала поднимать людей. Весьма оперативно. А на следующий день, как только немного распогодилось, также расторопно подготовили для катания и участок склона между Миром и Кругозором.

Единственным неприятным моментом этих суматошных дней, стал транспортный коллапс в районе Азау и Чегета. Людей на машинах приехало очень много, и хоть в Азау и расчистили дополнительные парковки, утром и вечером образовывались длинные пробки. А во время снегопада дорога и вовсе встала. Было даже такое, что люди из Терскола добирались до поселка Эльбрус 1,5 часа. Такого в наших краях еще не случалось. Но руководство курорта намерено решить эту проблему к следующему сезону.

 

В целом можно сказать, что праздники прошли удачно. Старания работников курорта принесли свои плоды. Исчезла толчея и ругань в очередях, появилось разнообразие в выборе трасс, катание стало намного комфортнее, трассы обрабатываются тщательно и регулярно. По разговорам, подслушанным мной в вагонах, можно сделать вывод, что изменилась и атмосфера курорта. Нас больше не ругают, а все больше хвалят. Ура!


А потрындеть?

Вы так же можете авторизоваться из социальных сетей, чтобы написать комментарий

Наверх