Статьи Интервью Сапожников Леонид - Часть3 - Лыжный балет придет на помощь в NewSchool
    Поделиться

Сапожников Леонид - Часть3 - Лыжный балет придет на помощь в NewSchool

Русский балет! Слова, которые знает весь мир. Лыжный балет. Слова, которые знают как «Русский балет». Эта не хитрая сентенция пришла ко мне во время поисков материалов и постепенного знакомства с этой самой изящной дисциплиной фристайла. Все обнаруженные упоминания о нем заканчивались трагически одинаково: «..в настоящее время, балет практически вымер». Не может быть, думал я. Должны же остаться материалы, пособия, видео. Остались только живые свидетели, хранители бесценных знаний, умений. Необходимо просто взять их и не потерять, сохранить, использовать наконец.


Выдержка с сайта Федерации фристайла СПб:
«..В1992 году этот вид был представлен на Олимпийских играх.
В 1985 году по приказу Государственного Комитета Спорта фристайл был официально признан в СССР и приобрел статус самостоятельного вида спорта.
В 1990 г. организована «Федерация Фристайла» СССР. С 1994 г. и по настоящий момент «Федерацию Фристайла» России возглавляет Лев Борисович Кофман.
Еще в 1992 году, когда лыжный балет был на дебютной для фристайла Олимпиаде в Альбервилле в качестве показательного вида, россияне заявили свои претензии на лидерство. Сразу же успехов добились российские спортсмены - Елизавета Кожевникова, завоевавшая в Альбервилле серебряную медаль, а в Лиллехаммере бронзовую взял Сергей Щуплецов, который поднялся на вторую ступень олимпийского пьедестала. Наши спортсмены Лина Чирязова, Василиса Семенчук (Канина), Александр Михайлов, Дмитрий Архипов неоднократно побеждали на Чемпионате мира и были призерами различных этапов Кубка Мира. Однако после 1994 года был исключен из программы мировых чемпионатов и Кубка мира самый успешный для россиян вид - лыжный балет, теперь он фактически умер. По выражению старшего тренера акробатической группы сборной России Андрея Гребенникова, балет «закрыли» американцы, поскольку понимали, что ловить в нем им нечего. Лишь в последние годы разрозненные элементы техники под общим названием «Фристайл» объединились в три дисциплины: могул, лыжная акробатика и ski-cross ..»


Выдержка из реферата слушательницы ИТЭК Плотниковой Е.С. :
«..В 1926г. в Германии появилась первая книга, полностью посвященная лыжному балету. Автором ее был горнолыжник и альпинист доктор Фритц Руэль. В книге он впервые описал несколько сложных маневров на лыжах, которые сорок с лишним лет спустя, легли в основу лыжного балета. В 1966г. в Колорадо (США) была основана первая школа по подготовке специалистов лыжного балета. Ее руководитель известный горнолыжник и теоретик горных лыж Дауг Пфейфер впоследствии объединил разрозненные направления свободного катания в единый вид спорта. Лыжная акробатика долгое время считалась «лыжным цирком» и представляла собой чисто коммерческое предприятие..»


Другой пример истории в марках:
1992. Январь, 10. Марка № 2. XVI зимние Олимпийские игры (Франция, Альбервиль, 8-24.02).
Художник - Ю.Арцименев.
Номинал - 1.00 руб.
Размер - 26×37 мм
Цена чист. - 1.00 руб.
Цена гаш. - 0.35 руб.
Тираж - 2300000
Фристайл - вид горнолыжного спорта, происходит от английского free style, что дословно означает «свободный», «вольный стиль». Это горнолыжное многоборье, в состав которого входят лыжный балет, воздушная, лыжная акробатика и могул. Комитет по фристайлу был основан в 1978 году при Международной федерации лыжного спорта ФИС. В программу зимних Олимпийских игр фристайл был включен в 1992 году.


Собеседник:
ФИО Сапожников Леонид Юрьевич
Фото
Сапожников Леонид Юрьевич
Дата рождения 1963г.
Род деятельности Старший тренер сборной СПб по Ски и Борд Кроссу,
Тренер команды курорта Красное Озеро (в т.ч. лыжников Новой Школы), Старший администратор КО по спорту,
Руководитель группы шейперов КО.
Карьера, заслуги Образование – неоконченное высшее ЛЕСГАФТа (тренерский факультет, специальность Фристайл)
Участник чемпионата СССР по фристайлу 1988г. (г.Сигулда, Латвия)
Чемпион Ленинграда по фристайлу 1988г. (напоминаю, что в те времена спортсмены выступали в 3х дисциплинах :могул, акробатика, балет - в общем зачете)
Тренер клуба зимних видов спорта по фристайлу 1988-1990г.
КМС по фристайлу.
Интересы Путешествия на большом грузовике,
Гитара


- Леонид, вы согласны с утверждением тренера акробатической группы сборной России Андрея Гребенникова о судьбе лыжного балета?

- Да. Это именно так и было.

- Расскажите вашу историю знакомства с лыжным балетом.

- Это американцы фристайл придумали и у них это называлось ХотДог. Так мы с ХотДога тоже и начали. Строили трамплинчики, на подъезде к нему делали различные фигуры балета, потом прыгали либо прямой прыжок, либо сальто и финишировали.

- Вы уже как спортсмен это делали?

- Нет, это мы еще до официального признания фристайла уже делали. Где-то 1984-1985 год это было. Тогда мы первые элементы балета стали осваивать, в простонародье это – переступ, вращения различные и т.д.

- А где брали информацию о трюках? Я слышал в Москве кто-то выпустил чуть ли не самиздатовскую методичку?

- Да, да, как раз Гребенников, Шайбин Сергей – они, грубо говоря, родоначальники Российского балета, Михаил Васильев еще.

- А сама то информация от куда появлялась первичная?

- Что у них, что у нас - обычно появлялась нелегально что ли, через моряков, кто имел возможность за рубеж выезжать. Приходила в виде журналов, как только видео появилось – записи стали привозить. В 1986 году нам прислали первую книгу о фристайле из Америки, там огромный раздел был о лыжном балете, буквально классификация всех прыжков, всех вращений, названия и т.д. Т.е. мы точно также добывали информацию как и они, потом году в 85м кто-то из наших пересекся с Москвичами и получил их сведения об этом.

- Леонид, как тогда объяснить причину столь высоких достижений наших спортсменов на мировой арене в лыжном балете?

- Скажу так, когда у нас был признан фристайл мы уже имели полный доступ к информации. В 1986-87 году у нас уже прошли первые международные соревнования по фристайлу на Дамбае, где участвовали и Канада и США. Во-вторых, уже немного занавес был приоткрыт и по моему Миша Васильев и Сергей Шайбин сумели вырваться за рубеж и там побывать на соревнованиях, пообщаться с людьми. Взяли от туда информацию, все это перенесли на свою школу. Далее, нельзя забывать, что балет не только из трюков состоит акробатических, но еще из хореографии.

- Чем Россия всегда выгодно выделялась на мировом фоне.

- В частности нам в Питере с этим крупно повезло, у нас великолепный тренер по балету, это Александр Иванович Моношкин.

- По балету какому?

- Лыжному. Но он до фристайла танцевал в Кировском театре. Когда он к нам пришел, то перенес свое понимание ритма, музыки, хореографические принципы на спортивный вид. И благодаря именно ему, Питерский балет поднялся на немыслимую высоту и наши девушки и парни очень здорово выступали. Во всяком случае именно Питерская школа балета сильно отличалась от силового - акробатического балета Москвы, Чусова - более хорошей постановкой хореографии. В балете ведь есть короткая программа – отборочная, потом идет длинная программа. Причем короткая программа шла без применения палок, т.е. чистая хореография, вращения, небольшие прыжки.

- Можно ли считать лыжный балет квинтесенцией владения горными лыжами?

- Впринципе можно, но из лыжного опыта знаю что он лучше шел у ребят кто пришел из фигурного катания, в плане пластики, хореографии. Силовой, акробатический балет лучше шел у того, кто пришел например из горных лыж. Все же говорить конкретно как о горных лыжах наверное нельзя, да и лыжи были коротенькие.

- А можно привести краткую справку об оборудовании?

- Ну некоторые фирмы сразу стали производить специальные лыжи для балета. Ростовку я точно не помню, единственное – скажу что они с усиленным носком были, вставлена дополнительная пластина, потому что много фигур выполнялось на носках, достаточно жесткие задники.

- Они случайно не твинтипами были?

- Нет. Мы сами немного задники загибали.

- Там же есть элемент такой – циркуль, он же на пятке и на носке крутится.

- Но он отлично делается и не на твинтипах. Три компании занимались производством балетных лыж, отлично делала фирма ФЕЛКИ. Просто балетные лыжи изначально вышли из детских, их дополнительно усиливали.

- А палки?

- Балетные палки – это отдельная история. Когда их было еще не достать, мы покупали метательные копья, резали их, кольца, ручки одевали.

- Они же должны были быть высокими и прочными?

- Да, потом их начали выпускать фирмы Брюккл и Лэйке. Копья то конечно тяжелые были, там мускулатура должна была быть..

- Кстати, давайте обрисуем комплекс трюков балетных?

- Их можно разделить на три комплекса, первый комплекс связан чисто с вращениями на лыжах, следующий комплекс это прыжки на лыжах с использованием палок или без.

- На ровной поверхности?

- Это все на ровной поверхности делалось. И третий комплекс это перевороты – это сальто на лыжах с опорой на палки, прыжок провисом, упорник, где палки либо врозь либо вместе, перевороты с одной палкой. И самые сложные трюки – это чисто акробатические сальто что вперед - что назад.

- Это тоже на ровной поверхности?

- На ровной поверхности. Фляки тоже выполняли.

- С опорой на руки?

- Уже на руки. Так вот это - уже высшее мастерство. Вот у нас был очень сильный спортсмен Сергей Щуплецов, сейчас его нет, он погиб. Он тогда и сделал прорыв, сам из Чусового был, тренер Миша Васильев. Даже был такой момент, когда по всем трем дисциплинам просто равных ему в мире не было.

- Прорыв в чем?

- Прорыв отечественного фристайла в Мире. В частности в лыжном балете, у него отличный силовой балет был, шикарные трюки делал. Например, переворот на палках с вращением на 540, 720 градусов он делал. Александр Михайлов, тоже самое, сейчас он старший тренер по фристайлу Уфы. Часто в гостях бывает, я его попросил выполнить вращение на палках в перевороте и он нормально сделал, ничего не забыл, сам я уже не все могу сделать.

- Какая подготовка проводилась физическая?

- Акробатическая, гимнастическая, в частности брусья, перекладина и для балета в том числе. Гимнастический требовался достаточно высокий уровень. В Питере сейчас до сих пор балуется балетом Володя Вересов (ст. инструктор курорта Северный Склон), потом Костя Першин (инструктор Золотой Долины), Сергей Ганичев (ст. инструктор курорта Снежный) , это все ребята с кем мы начинали фристайл, я балуюсь этим вопросом, ну еще девчонки наши Сафронова Наталья, Крошкина Марина, они из последней плеяды балета, так сказать.

- Я припоминаю года 80е, я появлялся на склонах горнолыжных, правда лыж у меня не было, да и курортами это назвать сложно было, но обращал неоднократно внимание на инструкторов преподающих как раз элементы лыжного балета простым любителям???!!! Просто перепутать невозможно. И создавалось впечатление, что направление это было достаточно популярное и в массе любителей.

- Абсолютно верно. Многим уже надоело просто кататься, а освоить элементарные вращения, переступы – это не сложно. Это ведь можно делать не только на супер коротких балетных лыжах, на любых можно делать. В Токсово тогда был построен балетный склон 250-300метров, 8-12 градусов наклон, ширина 25-30 метров, так желающих освоить вращения было выше крыши. И до сих пор у Володи Вересова появляются желающие.

- Если не ошибаюсь, ведь лыжный балет был первой горнолыжной дисциплиной в которой оценивался стиль? Я спрашиваю, естественно в связи с лыжами Новой Школы. Ведь любители НьюСкула считают, что стилевая составляющая важнее относительно акробатической. А существующая система судейства в основном упрощенно оценивает стиль, тем самым нанося ущерб развитию этой самой стилевой составляющей. Какие критерии оценки стиля существовали в балете?

- Критерии. Так. Положение спины, положение рук, ноги прямые или нет, в общем хореографические критерии. Тогда широкие штаны и появились, ведь это пошло не от сноуборда. Первый раз я увидел широкие ниспадающие на ботинки штаны именно в лыжном балете. Почему это стали использовать? Чтобы скрадывать ошибки хореографии. И тогда, вроде уже в 1989 году сборная команда России была одета достаточно свободно, по тем временам просто НоуХау. Ветер то от туда еще дует. Почему, скажем в НьюСкуле эти штаны так популярны? В том числе, потому что они скрадывают многие огрехи.

- Тогда каким образом оценивать стиль если многие стилевые огрехи собственно скрадываются?

- Это уже прописано, в частности в ХафПайпе. Крест – должен быть 90 градусов, грэб, значит четкий грэб. В могуле тоже прописано, но правда из могула ушла оценка за общее впечатление.

- Да, но многие НьюСкулеры считают что такие четкие критерии неоднозначно способствуют стилевому прогрессу.

- Ха. Дело в том, что если крест не 90 градусов, тогда это должно называться другим прыжком. Вот и все. Либо он выполнен так, либо он тогда не выполнен. А размазывать стилестический аспект.., грубо говоря – одному судье понравилось нечеткий крест или неполный грэб, а другому нет – это означает необъективное судейство. Т.е. должны быть четко прописанные критерии судейства!

- А не может так получиться, что не законченные с точки зрения судей элементы у одного райдера - будут выглядеть более стильно чем у другого райдера аналогичные, но законченные?

- Правильно, тогда посмотрим так на это: есть понятие «общее впечатление», оно зависит от самого выхода спортсмена на прыжок, самого выполнение трюка, приземления, амплитуды. Так и складывается общее впечатление. Если, допустим выполнены два одинаковых прыжка, но с разной амплитудой.. спрашивается – какой произвел лучшее впечатление?

- Оценка в Новой Школе за общее впечатление будет ставиться?

- Будем так говорить, что за стиль – да. Критерии стильности я уже назвал. По моему это одно и тоже.

- А ФИСовские есть критерии стиля?

- Да, но там они более четко описаны. Я когда был на семинаре по HalfPipe они все четко прямо на экране показывали на каждый буквально трюк – что есть грэб, что нет, что есть амплитуда, недокрутил на приземлении – раз сразу сбавка за стиль. И из этого складывается собственно стиль.

- Да, а как тогда оценивается трюк, который только что возник, т.е. еще не известен судьям? Ведь всегда возникает рано или поздно такой прецендент.

- Опять они встанут в тупик, как в свое время с Джо Мезли встали в тупик на Олимпиаде, когда он выполнил неожиданно оффаксис, сейчас корк называется. Ведь тогда судьи не знали как его оценивать. Опять будет ступор. А трюки запросто могут прибавляться, это не удивительно.

- А есть ли вообще смысл переносить эту методику оценки стиля на NewScool? И может ли это привести к негативу в развитии движения?

- Я могу сказать только так – если есть оценка за стиль, то однозначно должен быть какой то четкий критерий. Т.е. к этому надо подойти.

- Значит выполнение трюка будет ограничено?

- Он не будет ограничен, просто он получится либо лучше, либо хуже. Т.е. выполнил все критерии – значит выполнил стильно, а если размазывать – тогда будет бардак в судействе. Как сейчас: одному нравится, другому не нравится. Т.е. если есть четкие критерии, то потом даже самому спортсмену легче объяснить, что например, ты сделал сам прыжок замечательно, но не набрал на амплитуде, и упал на приземлении.

- Хорошо. Вернемся к балету. Леонид, перспективы возрождения балета еще остаются?

- Да, есть перспективы. Народ ведь интересуется. И, надо сказать, в школах фристайла возвращают процесс обучения элементам балета, вращениям например. Тем более, что балет – это такая универсальная дисциплина для всех направлений лыж даже. Посмотрим например на падения. Приземляет, например лыжник в фэки, и не докрутил или перекрутил сколько то градусов. И чтобы не зарыться, а докрутить например на земле.., да это уже ошибка приземления, но это уже не будет падением. Так вот, это навыки балета. Они и у могулистов и акробатов используются. Знание балета – это просто великолепная вещь.

- В частности для NewShool - балет был бы полезен?

- Крайне полезен. Вот на Х-гейме, можно посмотреть и Джон Олссон и Танер Холл, правда Олссон из фристайла вышел, а Танер Холл сам по себе как-то. Так вот они активно используют элементы балета. Те же Х-геймы запись прошлого или этого года, я видел один из спортсменов после джиб-фигуры, приземлился, докрутился, сделал переступ, прыжок на ровном склоне и помчался дальше.

- Т.е. просто на публику отработал?

- На публику конечно. И ему общее впечатление вкатили там будь здоров. Он буквально в трех местах поделал всякие такие трюки, на одной ноге покрутился. Канадский спортсмен какой-то, фамилию не помню. Мне очень понравилось.

- Т.е. судьи оценили само катание помимо трюков на фигурах.

- Конечно, это ведь общее впечатление! Еще видел одного из ведущих Ньюскулеров, на SlopeStyle - он добавил вращение ласточкой, причем скорость хорошая была – смотрелось. Я просто поразился. Причем видно, что он специально сделал в том месте где куча публики стояла. Молодцы. Молодцы. И это дело отметать? По любому, я считаю, на ровных прогонах в SlopeStyle, особенно между джиб-фигурами, а там запасы расстояния достаточные бывают до следующей фигуры, поэтому сделать различные фигуры катания – прыжок например 360 градусов пождав ноги, а это элемент балета, и ты добавил себе общее впечатление!

- Так это ведь очень важно – давать спортсмену возможность проявлять инициативу во время выступления?!

- Конечно!

- Возвращаясь в наш мир НьюСкула, хочу обратить внимание, что у райдеров зарождаются некоторые идеи относительно организации Шоу-програм-контестов. В частности, с целью популяризации а не ради призов и наград, возможно совместные с бордерами выступления.

- Эта работа проводится. Мы показывали парные прыжки в частности и так далее. А изначально в Питере и Москве тоже подобное проводилось. У нас в Питере называлась группа – «Снежное шоу», и я туда в частности входил, еще мы спорт школы привлекали. Показывали групповое катание.

- Я немного о другом все таки. Как болельщик, хочу заметить, что сам формат проведения соревнований и шоу обычно не совсем отвечает запросам публики и требованиям самих спортсменов. И надо заметить, что пока эти программы собирают совсем немного публики, порой только фанаты и все.

- Слабая реклама.

- И реклама тоже, но я бы настаивал на слове формат. Т.е. сам формат не подходит и не обеспечивает зрелищность, в том числе и из-за отсутствия правильной идеи проведения. В частности, одна из идей обсуждаемых на сайте Твинтип – называлась «БИТВА», где планировалось параллельное выступление бордистов и лыжников с одинаковыми трюками для сравнительного анализа публики чтоли. Я считаю, такая идея могла бы быть очень продуктивной.

- Дело в том, что практически то же самое, на следующий сезон мы собираемся проводить. Пока рабочее название - «Рыцарский турнир». Но скорее всего это будет «Богатырский турнир», потому что мы в России живем, у нас больше богатыри чем рыцари..

- А если будет сформулирована своя концепция шоу, от лица скажем того же сайта Twintip.ru , вы рассмотрите это предложение?

- Почему бы и нет? Мы никогда ни от каких предложений не отказываемся.

- Отлично.

- У нас уже некоторые наработки есть, думаю что на трассе ски-кросса , типа огнедышащих драконов что-то будет и прочее, а второй - непосредственно на трамплине. А в промежутке – хотели пригласить там патриотические клубы, которые на мечах и все такое. Это позволило бы собрать и побольше зрителей, и райдерам поучаствовать в неформальном деле.

- Вы не намерены случайно информировать интернет-сообщество о своих планах на подобные мероприятия?

- Будем, да. На своем сайте конечно, и потом с Твинтипом мы взаимодействуем - с ребятами, и еще с несколькими сайтами взаимодействуем.

- У меня в принципе вопросов больше нет, может Вы желаете еще что добавить?

- Единственное, что я хотел посоветовать НьюСкулерам – пусть хотя бы вращательными движениями на лыжах овладевают. Это просто пожелание или на усмотрение каждого Ньюскулера. Во всяком случае, из ребят вышедших из фристайла, Ваня Знаменский, Леша Иванов – все в свое время балет осваивали. И многие имеют хорошие навыки прыжков только за счет того, что в свое время прошли курс балета. Это сокращает и травмы и многие прочие дела. И даже просто надо обратить внимание на то, как это используют наши западные друзья.

- Среди некоторых НьюСкулеров есть мнение, что сам спорт не подразумевает особой необходимости владения лыжами!??

- Это абсолютно не правильно. Я это мнение слышал, но оно на столько ошибочное, что даже… Да, лыжи НьюСкулера прощают многое, но это же лыжи! Опять же крутишь ты прыжок и приземляешь на внутреннюю ногу или наружную, тебе надо понимать как либо докрутить, либо выйти на ней. А они из-за чего падают порой? Из-за того что не могут выйти на внутренней ноге. А это элемент чисто горнолыжного спорта. Есть такое понятие в горнолыжном спорте – выход из поворота на загруженной лыже. А в программе обучения балета – как раз вращения на одной ноге есть. И в ски-кросс и в могул входит такая программа обучения, и у горнолыжников кстати тоже, у маленьких детишек. Это здорово помогает.

- А такой вопрос: кто из наших ребят имеет с вашей точки зрения наибольший потенциал? Олимпийские игры на носу уже, я так понимаю что мы не участвуем?.

- Олимпийские….. Я просто лучше знаю Питерских ребят чем Московских и думаю что Гриша Фузеев.

- Наибольший?

- У меня впечатление, что да – у Фузеева наибольший потенциал. Еще Леха Иванов, Виталий Мигов. Кушнеренко подтянуться надо, Егору тоже. Есть ошибки которые заплавлены просто, но надеюсь за лето может исправим. Хотя в общем и целом, в этом сезоне уровень нашего НьюСкула вырос здорово. Во всяком случае, по сравнению с прошлым годом. Большего совершенства трюки достигли, я в начале сезона начал маленькую статистику вести. Чуть-чуть не хватило такого целикового скачка, чтобы придвинуться к Европейскому уровню, составить конкуренцию.

- Это уже не горизонт, а обозримая черта?

- Обозримая конечно. Парков у нас не хватает больших развернутых. У нас все привыкли к одним и тем же трамплинам, ну на снежном несколько лет одно и то же, сейчас правда есть почти на всех. Но когда ты привыкаешь к одному и тому же, уровень от этого не ростет.

- Но это же объективные условия диктуют отсутствие парков как таковых?

- Слава богу, что хоть стали курорты что-то предоставлять.

- Это точно.


24 мая 2006г. Санкт-Петербург
Осовецкий Илья


Комментарии к статье здесь >>


Наверх